Разрешение монитора
Еще один очень важный параметр при выборе монитора. Чем выше разрешение, тем четче картинка на экране. Это особенно заметно при просмотре веб-страниц и чтении текста с экрана.
Ориентироваться на разрешение нужно уже после выбора диагонали и соотношения сторон. Сравните разрешение мониторов с одинаковой диагональю и соотношением сторон и выберите монитор с наибольшим разрешением.
Наиболее распространенными являются мониторы с такими разрешениями:
- Соотношение сторон 16:9 — 1920×1080, 1600×900 и 1366×768;
- Соотношение сторон 16:10 — 1920×1200, 1680×1050
- Соотношение сторон 4:3 — 1280 х 1024;
Коммуникационные порты
На данный момент в магазинах все еще встречаются мониторы с аналоговым входом D-Sub при разрешении экрана более 1680 на 1050 пикселов. Проблема в том, что этот интерфейс уже устарел. Он не всегда способен обеспечить требуемую скорость передачи информации для разрешений, превышающих 1680 на 1050 пикселов. В результате на дисплее появляются нечеткости и мутные участки.
Чтобы исключить подобную ситуацию, нужно, чтобы на борту монитора был DVI-порт или DisplayPort. Их наличие — это стандарт для современных мониторов. Неплохо также, если есть порт HDMI, который подходит для просмотра HD-видео с приставки либо с внешнего проигрывателя. Если он есть, то его можно совместить с DVI, используя соответствующий переходник для монитора.
Системы адаптивной синхронизации
Любой игровой монитор должен быть оснащен технологией Adaptive-Sync. Это синхронизация частоты обновления экрана с количеством кадров, выдаваемых видеокартой. Системы адаптивной синхронизации созданы для уменьшения задержек и устранения разрывов изображения. Каждый из двух ключевых производителей видеокарт предлагает свое решение.
На сегодня существует три уровня технологии от AMD: FreeSync, FreeSync Premium и FreeSync Premium Pro. Последние два требуют от монитора частоту обновления не менее 120 Гц, минимальное разрешение 1920 x 1080 и поддерживают компенсацию низкой частоты кадров (LFC). Pro-версия дополнительно реализует функцию расширенного динамического диапазона (HDR). Подробнее про функцию читаем тут.
Разъемы подключения
Немаловажной характеристикой является и разъем подключения. На старых устройствах все просто: Есть один вход и не паришься, а вот что касается сегодняшних реалий, то смотрим:
- VGA (D-SUB). Самый старый из представленных разъемов, хотя до сих пор он не потерял своей актуальности и присутствует на различных мониторах. Суть разъема состоит в том, что он является аналоговым, из-за чего теряется качество при подключении LCD-мониторов и плазменных панелей.
- DVI. Этот интерфейс подразумевает цифровое подключение, что делает качество на порядок выше. Можно подключить к аналоговому VGA-входу с помощью специального кабеля с разными разъемами или переходника.
- HDMI. Этот вид интерфейса подразумевает также цифровое подключение с сохранением качества картинки, но кроме передачи видеосигнала данный интерфейс способен передавать и аудиосигналы. Данный разъем сейчас уже принято устанавливать на все мониторы. Можно соединять с DVI-портом с помощью специального кабеля или переходника, но подключение к VGA никак невозможно.
В общем вот такие основные характеристики надо смотреть при покупке нового монитора. Есть конечно и много разных других, но они уже являются скорее дополнительными.
Ну а на этом я свой небольшой обзор характеристик завершаю. Я очень надеюсь, что моя статья вам поможет вам в выборе монитора или просто расширит ваш кругозор. Кстати обязательно подпишитесь на мой блог, тогда вы узнаете самым первым о самом интересном. Удачи в выборе. Пока-пока!
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Тем не менее, следует знать, что они означают, чтобы, польстившись дешевизной, не купить устройство, качество картинки которого вас разочарует и повергнет в уныние.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
В сегодняшней публикации мы с вами разберем основные характеристики монитора, а также то, что означает каждый из этих параметров. Рассматривать будем жидкокристаллические мониторы, так как на текущий момент такие устройства являются самыми распространенными и доступными.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
Виды мониторов
Первое, с чего нужно начать, это с вида. За десятилетия произошли некоторые изменения.
- ЭЛТ. Этот вид относится уже к ушедшим в небытие. Если у кого-то он и есть, то это остатки былой роскоши. В основе этого вида лежит Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Помните пузатые мониторы? Так это они. Правда чуть позже пузатость убрали и стали выпускать уже плоские ЭЛТ-мониторы. У меня первый компьютер был как раз ЭЛТ. Тяжелый был зараза, но в то время очень хороший.
- LCD. Это уже более современный вид мониторов, который называют жидкокристаллическими (liquid crystal display). Мониторы уже потеряли былую тяжесть, являются тонкими и удобными. Качество картинки заметно лучше, а энергопотребление гораздо меньше, чем у ЭЛТ. Здесь используются люменистцентные лампы.
- LED. Это тоже разновидность жидкокристаллических мониторов, но уже намного современнее и лучше. Технология подразумевает использование светоизлучающих диодов, что обеспечивает лучшую цветопередачу и более хорошее качество по сравнению с LED. Хотя некоторые даже и не заметят разницы между LCD и LED.
Устройство ЖК-монитора[]
Субпиксел цветного ЖК-дисплея
Показан верхний поляризационный фильтр, плоскость поляризации которого (как правило) перпендикулярна нижнему
Каждый пиксел ЖК-дисплея состоит из слоя молекул между двумя прозрачными электродами, и двух поляризационных фильтров, плоскости поляризации которых (как правило) перпендикулярны. В отсутствие жидких кристаллов свет, пропускаемый первым фильтром, практически полностью блокируется вторым.
Поверхность электродов, контактирующая с жидкими кристаллами, специально обработана для изначальной ориентации молекул в одном направлении. В TN-матрице эти направления взаимно перпендикулярны, поэтому молекулы в отсутствие напряжения выстраиваются в винтовую структуру. Эта структура преломляет свет таким образом, что до второго фильтра плоскость его поляризации поворачивается, и через него свет проходит уже без потерь. Если не считать поглощения первым фильтром половины неполяризованного света — ячейку можно считать прозрачной.
Если же к электродам приложено напряжение — молекулы стремятся выстроиться в направлении поля, что искажает винтовую структуру. При этом силы упругости противодействуют этому, и при отключении напряжения молекулы возвращаются в исходное положение. При достаточной величине поля практически все молекулы становятся параллельны, что приводит к непрозрачности структуры. Варьируя напряжение, можно управлять степенью прозрачности.
Если постоянное напряжение приложено в течении долгого времени — жидкокристаллическая структура может деградировать из-за миграции ионов. Для решения этой проблемы применяется переменный ток, или изменение полярности поля при каждой адресации ячейки (непрозрачность структуры не зависит от полярности поля).
Во всей матрице можно управлять каждой из ячеек индивидуально, но при увеличении их количества это становится трудновыполнимо, так как растёт число требуемых электродов. Поэтому практически везде применяется адресация по строкам и столбцам.
Проходящий через ячейки свет может быть естественным — отражённым от подложки(в ЖК-дисплеях без подсветки). Но чаще применяют искусственный источник света, кроме независимости от внешнего освещения это также стабилизирует свойства полученного изображения.
Таким образом полноценный ЖК-монитор состоит из электроники, обрабатывающей входной видеосигнал, ЖК-матрицы, модуля подсветки, блока питания и корпуса. Именно совокупность этих составляющих определяет свойства монитора в целом, хотя некоторые характеристики важнее других.
1 Длина диагонали и пропорции монитора
Диагональ измеряется в дюймах. 1 дюйм равен 2,54 сантиметра. Ранее измерителем («эталоном») дюйма была ширина большого пальца на руке взрослого мужчины. Дюйм при обозначении диагонали монитора изображается знаком кавычки “ – в виде двойного штриха. По-английски дюйм – inch, сокращенно in .
Чаще всего можно встретить модели мониторов с диагональю, равной 15”, 17”, 19”, а также 21”, 23” и 27 дюймов. Последний вариант (27”) больше подходит для профессиональных дизайнеров, фоторедакторов, видеомонтажеров и т.д. Конечно, можно им пользоваться и обычным пользователям, если есть возможность и желание иметь большой монитор.
У мониторов размер в дюймах может быть одинаковым, при этом по пропорциям они будут отличаться (рис. 1).
Рис. 1 У мониторов диагональ одинаковая, а пропорции — разные
Что касается пропорций (соотношение длины и ширины сторон монитора), то наибольшее распространение получили три формата –
- 16:9,
- 16:10,
- 4:3.
Эти цифры означают следующее. 16:9 – это значит, что ширина монитора (по горизонтали) составляет 16 условных единиц, а высота монитора (по вертикали) составляет 9 этих же самых условных единиц. Точнее, ширина монитора больше его высоты в 16 делить на 9 раз, то есть, в 1,78 раза.
А, например, соотношение 4:3 означает, что ширина больше высоты лишь в 4 деленное на 3 раза, то есть, в 1,33 раза.
Мониторы с соотношением сторон 16:9 и 16:10 являются широкоформатными. Они хороши для просмотра широкоэкранных и широкоформатных видео фильмов. На них удобно открывать одновременно несколько окон.
Мониторы с соотношением сторон 4:3 удобны для тех, кто работает с текстовыми редакторами, с графическими файлами и т.п., а кому-то они привычнее.
Для работы часто бывают удобнее мониторы с соотношением сторон 4:3, а для развлечений 16:9. В настоящее время чаще используются широкоформатные мониторы также и для работы просто потому, что они более распространены.
Рис. 2 Два монитора в одном корпусе
Широкоформатные мониторы удобны тем, кто любит работать сразу с несколькими окнами. Такие пользователи часто используют конфигурации ПК с 2-я (рис. 2) или даже 3-я мониторами одновременно.
Длина диагонали и пропорции монитора — это то, на что пользователи обращают внимание в первую очередь, но на этом основные характеристики монитора, конечно, не заканчиваются
Питание
Блок питания преобразует переменный ток с напряжением 220В в постоянный, необходимый для работы матрицы, подсветки и блока управления. Обычно он встроен в корпус устройства и питается от подключаемого кабеля.
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Однако попадаются варианты с внешним исполнением: на корпусе монитора есть разъем для подключения блока питания, который располагается отдельно. Это удобнее в плане ремонта и охлаждения, но неудобно тем, что такой модуль можно случайно повредить или потерять – например, при переезде.
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
p, blockquote 27,0,0,0,0 —> p, blockquote 28,0,0,0,1 —>
Другие параметры
Рассмотрим ряд характеристик, которые играют второстепенную роль при выборе.
Частота экрана
Частота обновления экрана указывается для максимально возможного разрешения и измеряется в герцах. У современных мониторов значение может быть от 60 до 240 Гц. Чем выше частота, тем плавнее будет картинка в динамических сценах. Также считается что при более высоких значениях меньше устают глаза.
При повседневном использовании 60 Гц будет достаточно и даже в играх какого-то дискомфорта не ощущается.
Ориентироваться на модели с большей частотой экрана рекомендуется если позволяет бюджет или компьютер предназначен для игр.
Время отклика
Время отклика измеряется в миллисекундах и обозначает минимальное время, которое необходимо пикселю для изменения яркости свечения. Хорошим показателем является 8 мс и ниже. Современные матрицы не имеют проблем с этой характеристикой.
В большинстве случаев разница отклика в 1 мс и 8 мс не заметна.
Яркость
Яркость у мониторов измеряется в канделах на м². Оптимальным значением является 250 Кд/м². Ориентироваться на этот показатель при выборе не стоит, так как на практике два монитора с одинаковой характеристикой могут отличаться по яркости из-за разного типа матриц или качества изготовления подсветки.
На более высокий показатель стоит обращать внимание если экран расположен напротив окна без штор и жалюзи. Тогда запас яркости может пригодиться в солнечную погоду
Контрастность
Контрастность определяет соотношение яркости максимально светлой и тёмной точки на экране. Чем выше этот показатель, тем более насыщенное изображение. На данный момент стандартом для VA матриц является контрастность 3000:1, а для остальных типов — 1000:1.
Часто производители указывают маркетинговые значения параметра, которые далеки от реальных. Ориентироваться на показатель не рекомендую.
Матовое или глянцевое покрытие
Предпочтение в выборе матового или глянцевого покрытия зависит от личных предпочтений. Несмотря на то, что матовое покрытие делает изображение немного зернистым и блеклым по сравнению с глянцевым, есть явные преимущества:
- меньше бликов и отражений;
- не заметна пыль и отпечатки;
- уменьшает утомляемость глаз.
Время отклика
Отклик монитора — минимальное время, необходимое пикселю для изменения своей яркости. Очередной важный для геймеров показатель позволит при хорошей реакции раньше заметить противника. Каждый производитель трактует эту характеристику по-своему и старается уменьшить ее значение. Для этого применяются разгон матрицы (overdrive) и разные методики замеров.
Чтобы ускорить «поворот» субпикселей, на них кратковременно подается повышенное напряжение. Технология считается безвредной, но может вызывать артефакты переразгона — остаточные изображения, шлейфы и т.п.
GtG (grey to grey) — переключение с 90 % яркости серого до 10 %. Это самый популярный метод замера, видимо, потому, что он дает максимально хороший результат. Намного реже встречается BtW (black to white) — переход неактивного черного пикселя в максимально белый — и BWB (black-white-black) — переключение черного на белый и обратно.
Измерить время отклика в домашних условиях практически невозможно, а потому приходится верить производителям на слово, даже если заветная 1 мс была получена в лабораторных условиях при диком переразгоне матрицы.
Показатель MPRT (motion picture response time) — так называемый кинематографический отклик для движущегося изображения. Не является временем отклика пикселя как таковым, и правильнее будет называть его временем видимости пикселя.
В реальной жизни для игрового монитора хорошим показателем станут честные 1–4 мс. Для обычного устройства хватит даже 8 мс.
На что нужно обратить внимание при выборе монитора
Выбор в пользу того или иного монитора напрямую зависит от того, для каких целей подбирается оборудование. Для удобной обработки фотографий важны одни характеристики, тогда как для просмотра фильмов или запуска современных видеоигр – совсем другие.
При подборе модели важно обратить внимание на следующие параметры:
- частота обновления;
- время отклика;
- максимальная яркость;
- отображение цветов;
- диагональ и разрешение;
- контрастность (статическая и динамическая).
Некоторые параметры более важны, другие менее. Все зависит от потребностей пользователя и условий эксплуатации.
Какие бывают разрешения экрана?
Сегодня существует огромное количество мониторов и такое же количество разрешений. Следует отметить, что все эти устройства обладают различным соотношением сторон, например: 4:3, 5:4, 16:9, 16:10 и множество других. Огромным спросом пользуются широкоэкранные устройства, соотношение сторон которых равно 21:9. Использовать подобные устройства сегодня просто не целосообразно, так как они лучше всего подходят для просмотра фильмов, снятых по стандарту CinemaScope. Это напрямую связано с тем, что если установить на таком мониторе другое разрешение, например, FullHD (1920 х 1080p), то по краям монитора будут оставаться широкие черные полосы.
Что касается непосредственно разрешения мониторов, то они разделяются между собой, как можно догадаться, по соотношению сторон. Выделяются следующие: Для соотношения сторон 4:3 -1024×768, 1280×1024, 1600×1200, 1920×1440, 2048×1536. Для соотношения сторон 16:9: 1366×768, 1600×900, 1920×1080, 2048×1152, 2560×1440, 3840×2160. Для соотношения сторон 16:10: 1280×800, 1440×900, 1600×1024, 1680×1050, 1920×1200, 2560×1600, 3840×2400. Самыми популярными сегодня являются разрешения: 1920х1080, 1280х1024, 1366×768.
Стоит отметить, что чем больше будет разрешение экрана, тем лучше будет само изображение, но при этом оно может быть очень маленьким и некоторым владельцам таких устройств придется его изменить на меньшее, чтобы хоть что-нибудь увидеть на мониторе. В итоге, конечно, каждый может посмотреть непосредственно перед покупкой устройства в магазине, какое изображение будет на нем, и подходит ли оно ему.
Максимально комфортными для глаз, необходимо знать, как изменить разрешение экрана монитора персонального компьютера или ноутбука.
Разрешение экрана – это показатель, который определяет четкость отображения всех иконок, картинок, то есть графики в целом
Важно определить, что будет лучше для монитора
Рекомендуемое всегда указано в инструкции устройства. Также его можно посмотреть в интернете, для этого необходимо определить только размер экрана (количество дюймов по диагонали).
Какой угол обзора выбрать
Горизонтальные и вертикальные углы обзора влияю на изображение картинки, которая показывается на мониторе. При изменении направления взгляда качество картинки будет изменяться. Этот факт может влиять на цветность, яркость и контрастность.
Бюджетные модели имеют небольшие углы обзора. Как правило, до 140 градусов. А вот с увеличением стоимости угол расширяется до 178 градусов.
Главное обращать внимание на показатели горизонтального угла. Так как чаще всего угол обзора перемещается влево или вправо от центра экрана
Поэтому этот параметр должен быть перспективным при выборе монитора.
Скорость обновления изображения
Данный фактор не влияет на большинство современных мониторов. Однако работа более ранних моделей, созданных с применением электронно-лучевой трубки, напрямую зависит от частоты обновления монитора. Если она выставлена в настройках системы на минимальные значения, то глаз будет замечать дрожание отображаемой картинки на дисплее. На таких мониторах глаза устают в разы сильнее. Большинство производителей отказались от производства подобных дисплеев. Минимальное значение обновления — 60 Гц. Оптимальное — 75 Гц. Максимально комфортное — 85 Гц. Однако последний показатель поддерживают далеко не все мониторы. Работа ЖК-дисплеев вообще не зависит от значений частоты обновления, поэтому самым распространенным и оптимальным считается показатель в 75 Гц.
Выставлять максимум не рекомендуют сами производители. Качество изображения упадет, а границы отображаемых объектов (например букв) будут расплываться и выглядеть нечеткими.
Регулировка четкости текста и цветов
Тем, кто много читает и работает с документами, я очень рекомендую в Windows выполнить «тонкую» настройки шрифтов. Дело в том, что в Windows есть спец. средство настройки текста ClearType (с помощью него можно под конкретный ноутбук/ПК — настроить наиболее «читаемый» вариант текста. Ведь у каждого из нас свои вкусы и предпочтения, каждый из нас видит мир по-своему…).
Как запустить настройку отображения шрифтов (калибровку):
- нажать сочетание клавиш Win+R;
- в окно «Выполнить» ввести команду cttune и нажать Enter;
-
далее должно запуститься средство настройки текста (см. скрин ниже). Просто нажмите «далее»;
Сделать текст на экране более удобным для чтения
-
Windows начнет показывать вам небольшие куски текста: ваша задача выбрать несколько раз тот вариант, который наиболее удобен для вас. Таким образом достигается точная подстройка шрифтов именно под ваше «железо» и ваши глаза.
Нужно выбирать наиболее удобный вариант для вас
Кстати, также рекомендую заглянуть в калибровку цветом экрана:
- также нужно вызвать окно «Выполнить» (сочетание Win+R);
- ввести команду dccw;
-
далее пройтись через несколько шагов мастера для точно подстройки изображения.
Настраиваем цвета
Угол обзора и контрастность
Контрастность можно измерить, сравнив яркость черных и белых пикселей. Средний показатель у мониторов сегодня 1:700, то есть белые пиксели в 700 раз ярче, чем черные. Для домашнего использования этого, как правило, достаточно.
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
Профессионалы, работающие с изображениями разного типа, используют мониторы с повышенной контрастностью.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Угол обзора – величина, которая характеризует, при каком повороте монитора, картинку еще можно различить. Как правило, четкость изображения падает не резко, а постепенно.
p, blockquote 14,1,0,0,0 —>
Что такое динамическая контрастность
Перед тем, как разбираться в значении словосочетания «динамическая контрастность» необходимо сначала поближе познакомиться с самим понятием контрастности. Эту характеристику очень часто используют при описании мониторов, мобильных устройств и телевизоров. Причем чаще всего подразумевается наиболее естественная статичная разновидность контрастности.
Наглядно характеристика контрастности изображается в виде наиболее светлого оттенка, находящегося рядом с наиболее темным. Чем заметнее разница между этими участками, тем выше оказывается контрастность. При недостатке контрастности темные участки очень часто выглядят не черными, а светло серыми.
Стоит отметить, что производители очень часто указывают в характеристиках своих мониторов очень высокие показатели статической контрастности. Однако они вовсе не означают, что пользователь получит подобную контрастность на самом деле.
Для указания в характеристиках, производители используют те показатели контрастности, которые получаются при измерении светлой части при минимальной яркости изображения. На практике подобное изображение не используется. Для измерения темного нередко просто отключают сигнал. Соответственно, разница получается действительно внушительной. Но во время нормальной эксплуатации заметить эту разницу бывает непросто. Чтобы обезопасить себя от подобного обмана производителей, имеет смысл перед покупкой монитора внимательно изучать различные обзоры и отзывы.
Это что касается статичной контрастности. Динамическая же отличается тем, что разница в оттенках измеряется в динамике при постоянном движении объектов на экране. Причем показатель формируется автоматически без участия пользователя. Монитор самостоятельно настраивает яркость подсветки в зависимости от того, какое соотношение светлых и темных тонов наблюдается в каждый момент времени.
Динамическая контрастность указывается практически всегда. Для производителей это лишний шанс указать в паспорте внушительное значение, повышающее шансы на продажи.
По сути, динамическая контрастность представляет собой численную оценку работы электроники при автоматической настройке изображения. Не стоит слишком доверять этой характеристике, поскольку чаще всего это лишь маркетинговый ход. Гораздо важнее учитывать другие параметры монитора.
Разрешение
Количество пикселей, то есть точек, по горизонтали и вертикали. Чем больше пикселей на один квадратный сантиметр, тем четче будет изображение. При этом мониторы с одинаковой диагональю могут иметь разное разрешение – на это влияет не только размер матрицы, но и ее тип.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Наиболее распространенный тип, рекомендованный для домашнего использования – монитор с разрешением Full HD, то есть 1920х1080 пикселей.Если уже есть желание приобрести монитор, то любого размера или типа, вы сможете найти в этом популярном магазинчике , огромный выбор вам точно обеспечен.)
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Заключение
Подведем итоги. Если отделить зерна здравого смысла от плевел маркетинговой мишуры, то становится очевидным, что широко рекламируемые преимущества мониторов с широкоформатными экранами — не более чем искусно созданный миф.
Принято считать, что широкоформатные модели более удобны для игр и просмотра фильмов. Однако, как нами было доказано выше, данное утверждение справедливо лишь отчасти. А при выполнении повседневных задач (таких как просмотр веб-сайтов, редактирование текстовых документов, обработка фотографий и т.д.) мониторы с соотношением сторон экрана 5:4 оказываются более удобными и универсальными. И это вполне объяснимо.
В реальной жизни приходится иметь дело со страницами и изображениями, ориентированными как вертикально, так и горизонтально. Так что теоретически идеальным вариантом является монитор с квадратным экраном: только в этом случае можно отображать фотографию или лист документа в одинаковом масштабе независимо от его ориентации и соотношения сторон. Очевидно, что формат 5:4 ближе к квадрату, нежели 16:10. Именно поэтому экран широкоформатного монитора оказывается менее удобным при работе с вертикально ориентированным изображением. Кроме того, как уже было отмечено в начале статьи, при равной диагонали площадь экрана с соотношением сторон 5:4 будет больше, чем у широкоформатного экрана.
Естественно, возникает вопрос: почему же тогда производители ЖК-мониторов (да и портативных ПК) стремятся переориентировать пользователей ПК на использование широкоформатных экранов? Как ни печально, эргономические изыски здесь ни при чем. Ответ, как обычно, следует искать в экономической плоскости.
Напомним еще раз: при равной диагонали ЖК-панели с соотношением сторон 16:10 имеют меньшую площадь, нежели изделия с форматом экрана 5:4. Это обстоятельство позволяет при тех же производственных затратах изготавливать на одной пластине большее количество заготовок широкоформатных ЖК-панелей. Иными словами, производство широкоформатных ЖК-панелей обходится дешевле. Именно поэтому производителей так привлекает формат 16:10. Увы, холодный расчет в очередной раз одержал победу над здравым смыслом.
Согласно статистическим данным, объемы производства ЖК-панелей с соотношением сторон 5:4 стремительно сокращаются. И вполне вероятно, что через пару лет мониторы с такими экранами вообще исчезнут с прилавков. К счастью, пока у покупателей еще есть возможность выбора. Главное — сделать его осознанно.