Что такое интеллект?
Шломо Майталь (Shlomo Maital), профессор, старший научный сотрудник Израильского Технологического Института, утверждает, что интеллект состоит из двух основных компонентов.
- Один из них – способность учиться,
- второй – способность решать задачи.
В этих областях компьютеры могут быть определенно умнее людей.
Современные машины учатся гораздо быстрее человека. Например, компьютер IBM Watson может изучить и запомнить все имеющиеся исследования в сфере онкологии. Ни один человек не способен удержать в голове столько информации. С помощью методов глубокого анализа Watson может предложить схему лечения редкой формы рака – и она будет работать.
В статье «Будут ли роботы в ближайшее время умнее людей?» Майталь приводит еще один пример, указывающий на высокий уровень искусственного интеллекта. 10 февраля 1996 года компьютер Deep Blue от Microsoft победил чемпиона мира Гарри Каспарова в первом из шести туров, а спустя год одержал полную победу над чемпионом. Значит, компьютер все-таки умнее человека? «И да, и нет», – пишет профессор Майталь.
Нет, компьютер не умнее, потому что скорость – это все-таки не интеллект. Победа машины была обусловлена ее способностью за секунду рассчитать миллионы возможных ходов.
В то же время – да, компьютер умнее, потому что он смог правильно проанализировать эти ходы и выбрать те, которые в конечном итоге привели компьютер к победе над Каспаровым.
Но побеждают машины людей пока только там, где надо за короткий промежуток времени обработать как можно больше информации. И это не совсем аналогично термину «думать», это скорее «быстро-быстро перебирать ВСЕ возможные варианты», делать множество «тупых», порой бессмысленных операций, но очень-очень быстро в надежде, что где-то на миллиардной или триллионной (а то и на септильонной – 10 в 24 степени!) операции будет найдено подходящее решение.
По-настоящему «думать» пока может только человек, без вот этого, «суетливого» перебора. И не факт, что когда-нибудь компьютеры научатся «думать» в полном понимании смысла этого слова.
Больная метафора
Чтобы аргументированно рассуждать о мозге как компьютере, для начала нужно определиться с тем, что мы называем компьютером. Давайте пойдем от противного: от того, чем компьютер не является.
Компьютер — это точно не коробочка под вашим столом, не ноутбук на ваших коленях и не смартфон в ваших руках. Микрочипы, оперативная память и кэш — это лишь элементы компьютера. Если воспринимать его как пластиковую коробку с электронной начинкой, то, конечно, вы смело можете сказать, что мозг — точно не компьютер. Ну хотя бы потому, что серое вещество после вашего выключения не может служить жестким диском, и к вашей памяти ни у кого не будет доступа. Так вот, эту ошибку восприятия компьютера как коробочки с различными функциональными элементами совершают многие противники нашей метафоры.
Так в чем же их ошибка? Дело в том, что сравнение мозга с компьютером — это не про технологии совсем. Сравнение берет начало из формального определения компьютера, которое впервые дал в 1936 году Алан Тьюринг. Для справки: в 1945 году Джон фон Нейман разработал архитектуру современного компьютера. А сами современные компьютеры появились только в 50-х годах прошлого века.
Историки до сих пор спорят о том, что же можно считать первым компьютером. Но сходятся они в одном: до 1936-го компьютеров не было. Размышления Тьюринга по большому счету касались не вычислительных систем, а человека: он изучал способности к решению задач, к вычислениям, к построению логической последовательности. Компьютеру было дано формальное определение еще до того, как он появился.
А что, если мы перевернем метафору и скажем, что компьютер работает как мозг? Вернемся к фон Нейману. Этот ученый, разрабатывая архитектуру компьютера, опирался на гипотетическую модель функционирования мозга Маккаллока и Питтса. Эти два ученых предполагали, что нейроны мозга могут либо посылать электрический «разряд», либо не посылать.
Это умозаключение позволяло предполагать, что группы нейронов действовали согласно формальной логике, что очень полезно для различного рода вычислений. Фон Нейман был прекрасно знаком с Маккаллоком, читал его работы и смог использовать его идею бинарной логики для создания компьютерной архитектуры.
Так что можно сказать, что компьютерные науки опираются на науку о мозге. Что, кстати, вовсе не означает, что мозг и компьютер работают схожим образом. Фон Нейману просто приглянулась простая аналогия работы нейронов, но по факту она не учитывает базовые принципы их функционирования.
Кремниевой долине от Баварии
Для того, чтобы сети могли вспоминать прошлые вводы данных, им требуется некий вид краткосрочной памяти в форме обратных связей. Но поначалу это работало на довольно среднем уровне: воспоминание рекуррентной нейронной сети просто не удерживалось достаточно долго. В 1991 году лучший из студентов Шмидхубера Сепп Хохрайтер проанализировал данную проблему в Мюнхенском техническом университете.
В 1995 году оба баварца опубликовали решение под названием Long Short-Term Memory (LSTM). Эта «долгая краткосрочная память» в отличие от старой рекуррентной нейронной сети вспоминает не только несколько, но и тысячи, миллионы и более шагов. До конца нулевых годов исследователи искусственного интеллекта IDSIA усовершенствовали LSTM. Сегодня Alphabet, Baidu и другие IT-концерны делают ставку на LSTM, созданную в Баварии и Швейцарии.
Сепп Хохрайтер: совместно с Юргеном Шмидхубером в 90-е годы он разработал LSTM — «долгую краткосрочную память» для нейронных сетей. Сегодня Хохрайтер работает на должности профессора в Линце
Не только идеи, но и бывшие студенты IDSIA имеют вес в Кремниевой долине. Соучредитель и первый сотрудник DeepMind, а также другие ее служащие — это выходцы из «кузницы кадров» Шмидхубера.
Фирма считается высококлассной компанией, занимающейся вопросами искусственного интеллекта. Ее передовые бойцы — это звезды инди-рока в мире цифровых технологий. С момента присоединения к Alphabet два года назад бывший стартап именуется Google DeepMind.
Один из основателей компании Демис Хассабис талантливо играет в шахматы. В 13 лет он занимал второе место в мировом рейтинге Эло в своей возрастной категории.
Но как руководитель фирмы, занимающейся искусственным интеллектом, теперь уже 39-летний специалист по нейробиологии ведет главную партию в настольных играх не в шахматах, а в го. Классическая азиатская игра весьма проста.
Есть четыре основных правила и несколько вариаций отдельных деталей — собственно, больше знать и не надо. В теории игры го относится к конечным играм с нулевой суммой с полной информацией. Это означает, что случайность не может загубить стратегию игрока, лучший выигрывает методично, и успех одного становится провалом для другого.
Однако кажущаяся простой игра в го является и самой сложной в мире. Естественно, что 19 на 19 пересекающихся линий на игровом поле открывают большие возможности, чем, например, шахматная доска с полем 8 на 8. На партию предлагается в среднем по 200 вариантов ходов. Фигура может стать решающей после сотни ходов.
Первичная загрузка
Само собой, первым включается в работу процессор. В отличие от реальной жизни, в компьютере без главного начальника не обойтись. CPU созванивается с микросхемой BIOS (basic input/output system — «базовая система ввода-вывода»), расположенной на MB, и получает от нее инструкцию по дальнейшим действиям.
Начинается самотестирование (POST), и заключается оно в следующем:
- проверка наличия всех устройств, записанных в BIOS;
- тестирование этих устройств на предмет правильной работы;
- выполнение отдельных команд, находящихся во флеш-памяти этой важнейшей микросхемы.
Учтите, здесь дано очень краткое описание первоначальных шагов работы ПК. На деле их значительно больше и они гораздо сложнее. Но рядовому пользователю достаточно понимать смысл происходящего. В ходе прохождения тестов одним из первых запускается видеоадаптер. Через кабель он начинает выводить изображение на экран монитора, и мы можем воочию наблюдать дальнейшее тестирование, при соответствующей настройке в BIOS (по умолчанию обычно выводится заставка от производителя MB).
Закончив первоначальное тестирование и инициализацию всех устройств, подключенных к материнской плате, процессор приступает к загрузке операционной системы. Также следует знать, что практически с первых шагов все взаимодействие CPU с другими элементами ПК строится через оперативную память, поэтому от ее исправности, качества и скорости работы многое зависит.
Примечание. Если в процессе самотестирования возникают сбои и неполадки, компьютер сообщит вам об этом определенным звуковым сигналом. Значения таких сигналов можно легко найти в интернете или в специальной литературе.
В чем человек лучше компьютера?
С другой стороны, люди кое в чем превосходят машины. Мы выполняем задачи, основываясь не только на интеллекте, но и на таких абстрактных понятиях, как разум и жизненный опыт.
Компьютеры получают информацию из электронных библиотек. Тем не менее, они не способны переработать ее так, чтобы на выходе получился жизненный опыт, подобный человеческому.
Каждому из нас хорошо известно, что именно свой опыт дается нам порой очень не просто. Хоть и говорят, что хорошо бы учиться на чужих ошибках, но по факту приходится, в основном, учиться на собственных.
Люди обладают и другими абстрактными чертами – творчеством, вдохновением, воображением. Человек может
- сочинить стихотворение,
- написать и сыграть музыку,
- спеть песню,
- нарисовать картину.
С некоторыми из этих задач справятся и компьютеры, но врожденной способности к творчеству у них нет. Об этом образно писал А.С.Пушкин в 1829 году (классики всегда актуальны, в том числе, в эпоху компьютера и интернета):
Го: следующий большой успех искусственного интеллекта
Как и в игре в шахматы ни один человек не может рассчитать вперед все комбинации ходов, то же касается и машин: количество соответствующих правилам позиций составляет более чем 2 на 10 в 170 степени. И это немало. Число атомов во всей Вселенной оценивается как 10 в 80 степени.
Можно было бы заменить каждый отдельный атом во всей Вселенной новой вселенной с количеством атомов, составляющим 10 в 80 степени, и все равно их число не достигло бы количества разрешенных позиций в го. Кстати, число соответствующих правилам комбинаций ходов составляет около 10 в 360 степени.
Хороший стратег в го не может полагаться только на комбинационные и математические способности. Ему нужна интуиция, опыт, проницательность, креативность, а также хладнокровие при работе над ошибками. В этом отношении го представляет собой бастион человеческого интеллекта, требующий большего, чем просто применение всех или очень многих теоретических возможностей.
До сих пор настольная игра го считалась недоступной для искусственного интеллекта. Полной неожиданностью было заявление DeepMind о победе ее программы AlphaGo над профессионалом Фанем Хуэем. Теперь AlphaGo побеждает лучшего в мире игрока — Ли Седоля.
То есть, чтобы по-настоящему овладеть игрой, искусственный интеллект должен идти другим путем. И компания DeepMind его нашла. Со своей программой AlphaGo дочерняя компания Google, занимающаяся искусственным интеллектом, пять раз обыграла троекратного чемпиона Европы по игре в го Фаня Хуэя в пяти играх. Была еще вторая неофициальная серия с более коротким временем на размышление; в этой серии из пяти игр победила AlphaGo со счетом 3:2.
В некотором отношении этот триумф имеет большее значение, чем победа суперкомпьютера Deep Blue над чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым двадцать лет назад, что объяснялось, прежде всего, чистой вычислительной мощностью и обширными игровыми библиотеками. Лучше сравнить AlphaGo с TDgammon — нейронной сетью, которая еще в 1994 году без учителя научилась играть в нарды на уровне мирового чемпиона среди людей.
Симбиоз
На самом деле, мы уже давно прекрасно существуем в симбиозе с ИИ: мы обучаем его новым алгоритмам, а он, в свою очередь, помогает нам. Возьмем ту же автозамену слов в текстовых редакторах и мессенджерах. Если при наборе слова мы допускаем ошибку, машина нам подсказывает правильное написание. При этом в электронный словарь постоянно добавляются новые слова. Из этого следует, что AI не может существовать самостоятельно, так или иначе, он выполняет работу, необходимую человеку и заложенную в него человеком. Стоит ли нам опасаться того дня, когда человек перестанет быть нужен искусственному интеллекту? Некоторое время назад в интернете распространился афоризм: «Я не боюсь машины, которая пройдет тест Тьюринга. Я боюсь ту, которая его намеренно провалит». Здесь уже надо поднимать вопрос наличия сознания у компьютера.
Сравнение человека и компьютера — кто умнее и быстрее считает?
Есть вещи которые не сопоставимы, их нельзя измерить числами. Например если к двум ноздрям прибавить три яблока — будет пять, вот только чего пять? Ха-ха. С каждым годом компьютеры совершенствуются, и не столько железо, а вот софт не стоит на месте. Такие понятия как «BIG data», искусственный интеллект уже никого не удивляют. А практически, мы уже привыкли к Siri, Алисе и «OK, COOGLE». Пылесосы ползают по квартире и все такое.
Может пора уже начать бояться появления Терминатора? Шутка. А если серьезно, скоро догонит компьютер человека?
Некоторые узлы (условное название) человека и компьютера выполняют одинаковые функции, ученые давно пытаются систематизировать и разобраться как работает мозг человека, какой объем памяти в средней черепной коробке, какая вычислительная производительность.
Ошибка Каспарова против компьютера
Основа претензий Каспарова предъявлена к ходу, который компьютер сделал во второй игре матча, первой победной игре для Deep Blue. Каспаров сыграл так, чтобы вынудить противника забрать подставную пешку, жертвенную фигуру, позволяющую заманить машину в ловушку. Эту тактику Каспаров использовал против человеческих оппонентов в прошлом.
Но следующий ход Deep Blue удивил Каспарова. Каспаров назвал его «человекоподобным». Джон Нанн, английский гроссмейстер, описал его как «удивительный» и «выдающийся». Этот ход разбил план Каспарова и перевернул его стратегию. Он так переволновался, что не смог вернуться в игру и отдал ее. Что еще хуже, он так и не оправился, сыграл вничью три следующих игры и допустил роковую ошибку, которая привела к поражению в последней игре.
Тот ход был основан на стратегическом преимуществе, которое игрок получает от создания открытой линии, столбца квадратов на доске (если смотреть сверху), на котором нет фигур. Она может создать атакующий маршрут, как правило, для ладей или ферзей, поскольку нет пешек, блокирующих путь. Во время тренировки с гроссмейстером Джоэлом Бенджамином команда Deep Blue выяснила, что открытая линия не только позволяет вывести на нее ладью. Тактика включала вывод фигур на линию и выбор момента, когда можно их открывать.
Программисты изменили тактику Deep Blue
Когда программисты это поняли, они переписали код Deep Blue, чтобы включить эти ходы. Во время игры компьютер использовал позицию с возможной открытой линией, чтобы оказать давление на Каспарова и заставить его защищаться на каждому ходу. Это психологическое преимущество в конечном итоге задавило Каспарова.
Когда Каспаров проиграл, в дело пошли теории заговоров и спекуляции. Конспирологи утверждали, что IBM привлекла человека во время матча. IBM отрицает это, заявляя, что в соответствии с правилами единственное человеческое вмешательство произошло между играми, чтобы исправить ошибки, обнаруженные во время игры. Она также отвергла утверждение о том, что программирование было адаптировано к стилю игры Каспарова. Вместо этого они полагались на способность компьютера находить огромное количество возможных ходов.
Вред компьютера для здоровья человека
Чем больше технологии внедряются в нашу жизнь, тем острее вопрос: как компьютер влияет на человека? Может ли он негативно сказаться на нашем здоровье и продолжительности жизни?
Наибольшие споры вызывает электромагнитное излучение, создаваемое этими электроприборами. У компьютеров оно особенно интенсивное, однако его вред не подтвержден исследованиями. К тому же современные компьютеры обладают достаточной защитой, чтобы оградить человека от негативного эффекта.
Главные угрозы, от которых может пострадать человек за компьютером, намного банальнее. Зная их, можно минимизировать негативное влияние на организм:
- Динамичная картинка и специфичные мерцания экрана провоцируют усталость глаз, ухудшение зрение и раздражительность. Негативно на восприятии сказываются неудачно подобранные шрифты, цвета и пр.
- Привычка подолгу сидеть за компьютером способствует варикозному расширению вен и развитию заболеваний позвоночника. А неправильная осанка не только некрасиво выглядит, но и способна нарушить работу внутренних органов.
- Во время работы компьютер деионизирует воздух, пересушивая его, а также выделяет вредные вещества и притягивает пыль. Это негативно влияет на состояние кожи и дыхательных органов, также возможно развитие аллергии.
- Регулярное использование компьютера влияет на психику человека.
И речь даже не о зависимости. Упрощенный доступ к информации, бесконечная новостная лента и социальные сети создали для человечества новую угрозу — синдром упущенной выгоды. Это значит, что человек боится пропустить важную новость или возможность, выпасть из информационного поля, жертвуя отдыхом и качественным сном. Также чрезмерное использование компьютера становится причиной стрессов, упадка сил или депрессии.
Конечно, все вышеперечисленные проблемы могут возникнуть и без влияния компьютеров, да и его наличие еще не гарантирует негативных последствий. Все просто: чем больше времени проводит человек у компьютера, тем выше риски
Поэтому важно придерживаться здорового образа жизни и знать меру во всем — даже в полезном использовании технологий
-
Winamp как поменять обложку
-
Как подогнать экран компьютера на телевизор
-
Чем открыть db3 файл
-
Как приучить себя сидеть прямо за компьютером
- Как почистить кэш оверкингс
Игры Каспарова против компьютера в шахматы
Между тем мир шахматных игровых автоматов существенно развился со времен победы Deep Blue. Несмотря на свой опыт работы с Deep Blue, в 2003 году Каспаров согласился сразиться с двумя самыми известными шахматными машинами — Deep Fritz и Deep Junior. Оба раза ему удалось избежать поражения, хотя он все так же делал ошибки, которые приводили к ничьей. И все же обе машины обыграли своих оппонентов в 2004 и 2005 годах.
Junior и Fritz ознаменовали изменение подхода к разработке систем для компьютерных шахмат. В то время как Deep Blue был специально разработанным компьютером, полагающимся на грубую силу своих процессоров, анализирующих миллионы ходов, новые шахматные машины были программами, которые используют методы обучения для минимизации требуемых поисков. Это позволило им обойти метод грубой силы всего лишь с вычислительными возможностями обычного персонального компьютера.
Несмотря на этот прорыв, у нас все еще нет шахматных машин, которые напоминали бы человеческий интеллект в процессе игры — да им и не нужно. Люди совершают ошибки, потому что они эмоциональны и боятся за свою репутацию. Машины, с другой стороны, беспощадно используют логические расчеты в процессе игры. Однажды у нас могут появиться компьютеры, которые действительно думают по-человечески, но история последних 20 лет привела к развитию систем, которые точны в высокой степени исключительно потому, что являются машинными.
Самые умные люди – это самые несчастные люди
Особенно это утверждение верно для людей, которые оставили значимый след в истории. Не имеет значение, в какой сфере они имели успех – наука, искусство или развлечения. Всем им пришлось поплатиться за свой успех (и высокий уровень интеллекта).
Умный человек – это достаточно депрессивный человек. Хотя раз он такой умный, то разве он не в состоянии контролировать свою депрессию, подумаешь ты? Но да, вся соль депрессии и заключается в том, что её нельзя контролировать, она неподвластна интеллекту, и депрессия не смотрит кто ты – умный или не очень, молодой или в возрасте, и ей всё равно, готов ты с ней справиться или нет
Хотя именно затяжной депрессией страдают в основном как раз умные люди, поскольку они обращают внимание на детали, а более подробный разбор проблемы ещё больше втягивает в тягостные мысли. Интеллект становится проклятием, и воспринимается уже не как дар, с которым ты можешь работать и видеть жизнь со своей личной точки зрения, а как худший враг
Мозг умного человека работает и мыслит безостановочно, разрабатывая решения проблем, которых даже не существует! Даже когда умные люди отдыхают, их мозг продолжает активно работать, и на самом деле в такие периоды мозг работает ещё более интенсивно.
Нормальный сон – это вообще отдельная история. Социальные показатели людей с высоким уровнем интеллекта снижаются до очень низкого тревожного уровня, и этот непрерывный цикл мышления иногда может быть настолько интенсивным, что он убивает их волю к жизни и в конечном итоге толкает некоторых на самоубийство. К сожалению, такие случаи – не редкость, ведь в мозгу таких людей каждая проблема имеет логическое решение, и когда они смотрят на этот нелогичный мир с его несправедливостью и бесконечным разрушением, у них пропадает желание быть частью общества, и они ещё больше изолируются.
Такие люди не очень любят спорить, у них в голове больше споров и дискуссий, чем у других людей. Так что, если ты когда-нибудь столкнешься с таким человеком и в ответ услышишь только молчание, знай – они молчат не потому, что им нечего сказать, а потому, что они знают, что спорить в данном случае бесполезно.
Если ты начал обсуждать с таким человеком тему, в которой не разбираешься, он не захочет продолжать с тобой дискуссию – он может просто ответить холодной мини-улыбкой или саркастическим, но не оскорбительным комментарием.
Может ли машина иметь разум?
В настоящее время мы можем обучить компьютеры выполнять те задачи, которые трудны или практически невозможны для человека: например, визуальное распознавание, которое предполагает обработку огромного количества данных и бесконечный ряд повторяющихся операций.
Однако эксперты соглашаются с тем, что в общем понимании разума, творчества и сознания люди стоят выше компьютера.
Мы может создать программу-креативщика, загрузить в нее базу данных, состоящую из произведений искусства, и получить на выходе новую уникальную работу. Но это не творчество в том смысле, в каком мы привыкли его понимать, а лишь его имитация. Точнее, это будет работа , который следует заложенным инструкциям. Разумом это точно назвать нельзя.
Как только мы разгадаем нейрокод, управляющий клетками нашего мозга, мы сможем создать искусственный аналог этой структуры, и тогда искусственный интеллект перейдет на новый уровень.
Это позволит нам уйти от уже изрядно «поднадоевшей» компьютеров, на которой человечество пока «безнадежно застряло». И вот тогда… видятся, кажется, безграничные перспективы.
Но «воз пока и ныне там», нейрокод мы не знаем, и когда расшифруем, не ясно. Те же компьютеры с их миллиардами операций в секунду, увы, пока не могут нам помочь в расшифровке этого кода.
Некоторые ученые, в частности, Илон Маск, предупреждают о потенциальных опасностях искусственного интеллекта, которые приведут к чему-то вроде восстания машин. Ведь на практике машинный интеллект может оказаться за пределами нашего понимания, и тогда мы не сможем узнать, совпадают наши с компьютером ценности или расходятся.
Хотя, какие могут у машины быть проблемы с людьми? Нежелание нам помогать? А чем еще они могут заниматься, кроме как быть полезными помощниками? Трудно пока себе это представить.
Может, конечно, лень станет главной проблемой этих сверх компьютеров, ведь, как известно, лень – это ко всему прочему еще и двигатель прогресса.
Однако на эту тему можно философствовать сколько угодно, и это будут только самые общие рассуждения, не более того, при нашем текущем уровне понимания данной проблемы.
Итоги
Размышляя над тем, кто умнее – человек или машина – не стоит забывать, что компьютеры созданы для улучшения нашей жизни, как тот же IBM Watson, который помогает бороться со смертельным заболеванием.
Или, скажем, военные роботизированные машины, они спасают жизни тех, кому еще приходится рисковать собой при выполнении важных миссий. Уж лучше «в пекло», чем рисковать людьми. На этом поприще развитию искусственного интеллекта нет пределов, он там, кстати, очень даже хорошо развивается, семимильными шагами.
Ряд задач, которые компьютеры выполняют лучше человека, постепенно становится шире. Наша работа – помогать им учиться, ведь жизнь – это не соревнование, а сотрудничество.
И компьютеры будут нам отвечать тем же, становясь все более незаменимыми помощниками людей и, надеюсь, без того, чтобы машины начали диктовать свои условия нам, «хомо сапиенсам», «людям разумным»!
Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик
. Уже более 3.000 подписчиков
Великасова Марина
человек или компьютер?»