Как записать число в стандартном виде: примеры

Числа с плавающей точкой: что это такое и как они работают

Поднятие степени из знаменателя в числитель и наоборот

Если знаменатель дробного выражения содержит степень, то данную степень можно поднять в числитель, изменив знак показателя этой степени на противоположный. Значение выражения при этом не меняется. Данное преобразование иногда используется при упрощении выражений.

Рассмотрим следующее равенство:

Данное равенство является верным, поскольку выражение  равно 2, а любое число в нулевой степени есть единица.

Попробуем поднять степень 22 из знаменателя в числитель, изменив знак показателя этой степени на противоположный. При этом, поднятую степень и ту степень, которая располагалась в числителе, соединим знаком умножения:

Получили выражение 22 × 2−2. Чтобы его вычислить, воспользуемся основным свойством степени:

22 × 2−2 = 22 + (−2) = 2 = 1

Получился тот же результат, что и раньше. Значит значение выражения не изменилось. Как это работает?

Если в равенстве  поменять местами левую и правую часть, то получим равенство . Это позволяет заменять в выражениях дробь вида  на тождественно равное ей выражение a−n.

Теперь представим выражение  в виде произведения . То есть . Напомним, что при замене деления умножением, делимое умножают на число, обратное делителю. А обратное делителю число в данном случае это дробь 

Теперь воспользуемся правилом . В произведении  заменим дробь  на тождественно равное ей выражение 2−2

Далее, как и раньше применяем основное свойство степени:

Получился тот же результат 1.

Таким же образом можно опустить степень из числителя в знаменатель, изменив знак показателя этой степени на противоположный.

Рассмотрим выражение . Чтобы найти его значение, воспользуемся правилом деления степеней с одинаковыми основаниями. В результате получим

Теперь попробуем решить этот пример, опустив степень 2−2 из числителя в знаменатель, изменив знак показателя этой степени на противоположный. При этом, опущенную степень 2−2 и ту степень, которая располагалась в знаменателе, соединим знаком умножения. А в числителе останется единица:

Дальнейшее вычисление не составит особого труда:

Как и в прошлом примере выражение  представимо в виде произведения 

Этим и объясняется появление единицы в числителе, после того как степень 2−2 была опущена в знаменатель.

Переносимых в знаменатель либо в числитель степеней может быть несколько. Например, знаменатель дроби  содержит степени 32, a3, b4. Перенесём эти степени в числитель, изменив знаки их показателей на противоположные. В результате получим выражение 3−2a−3b−4.

Пример 2. Поднять степени из знаменателя дроби  в числитель

Пример 3. Поднять степени из знаменателя дроби  в числитель

Пример 4. Поднять степень из знаменателя дроби  в числитель

Пример 5. Опустить степень из числителя дроби  в знаменатель

Пример 6. Степень из числителя дроби  опустить в знаменатель, а степень из знаменателя поднять в числитель

Представлять дробь  в виде произведения  вовсе не обязательно. Если пропустить эту запись, то данный пример можно решить короче:

Пример 7. В дроби  перенести из знаменателя в числитель только те степени, которые имеют отрицательные показатели:

Пример 8. Представить произведение 3x−5 в виде дроби, не содержащей степени с отрицательным показателем.

Перепишем произведение 3x−5 с помощью знака умножения:

3 × x−5

Сомножитель 3 оставим без изменений, а сомножитель x−5 заменим на тождественно равную ему дробь 

Теперь согласно правилу , умножим множитель 3 на числитель дроби . В результате образуется дробь 

Пример 9. Представить произведение 3(x + y)−4 в виде дроби, не содержащей степени с отрицательным показателем.

Выражение состоит из сомножителей 3 и (x + y)−4. Сомножитель 3 оставим без изменений, а сомножитель (x + y)−4 заменим на тождественно равную ему дробь 

Теперь умножим множитель 3 на числитель дроби . В результате образуется дробь 

Пример 10. Представить дробь  в виде произведения.

Чтобы решить этот пример, достаточно поднять степень x2 в числитель, изменив знак показателя этой степени на противоположный:

Как и в прошлых примерах дробь  можно было представить в виде произведения . Затем воспользовавшись правилом , заменить сомножитель  на тождественно равный ему сомножитель x−2.

Пример 11. Представить дробь  в виде произведения.

Пример 12. Найти значение выражения 

Поднимем степень 2−3 из знаменателя в числитель, а степень 10−2 из числителя опустим в знаменатель:

Вычислим значения степеней, содержащихся в числителе и в знаменателе:

Сократим полученную дробь на 25. Тогда останется дробь , значение которой равно 2.

А если бы мы не подняли степень 2−3 в числитель, и степень 10−2 не опустили в знаменатель, а стали вычислять каждую степень по отдельности, то получили бы не очень компактное решение:

Запись больших и маленьких чисел

В точных науках время от времени встречаются очень большие или, наоборот, маленькие значения величин. Чтобы было комфортнее работать с ними, и тем более, одновременно использовать вместе в одних и тех же расчетах, был придуман некий общий принцип записи чисел, так называемый стандартный вид.

Чтобы в полной мере усвоить представленный ниже материал, необходимо знать, что такое степень. К примеру, продемонстрируем ее разные варианты на числе 10:

Также напомним, для того, чтобы какое-то число умножить на 10, 100, 1000, 10000 и т.д., мы просто приписываем к нему количество нулей, которое содержится в 10, 100, 1000, 10000 и т.д. Например,

То же самое касается и деления на 10, 100, 1000, 10000 и т.д., только здесь мы убираем нули:

Перечисленные выше действия можно представить в другом виде – как произведение на 10 в определенной степени:

Десятичные дроби

Если мы имеем дело с десятичным дробями, то в целом всё аналогично. При их умножении на 10, 100, 1000 и т.д. мы смещаем запятую-разделитель вправо на столько позиций, сколько нулей содержится в 10, 100, 1000 и т.д.

Если нужно разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., то мы смещаем запятую влево на соответствующее нулям количество позиций:

Стандартный вид числа

В физике и других естественных науках изучаются объекты, чьи характеристики (масса, длина, скорость и т.д.) могут измеряться очень большими или очень малыми величинами. Например, масса атома железа равна 0,0000000000000000000000000927 килограмм, а масса Солнца оценивается в 1988500000000000000000000000000 килограмм. Работать с такими числами достаточно неудобно. Сложно даже сравнивать их между собой, ведь для этого надо подсчитывать количество нулей в каждом числе. Поэтому в науке часто используется особая форма чисел, которую называют стандартным видом числа. Он основан на том, что любое число можно записать как произведение числа a, находящегося в пределах от 1 до 10, и какой-нибудь целой (в том числе отрицательной) степени десятки.

Приведем примеры представления чисел в стандартном виде

90 = 9•10 = 9•101

91 = 9,1•10 = 9,1•101

900 = 9•100 = 9•102

912 = 9,12•100 = 9,12•102

Покажем случаи, когда порядок равен нулю или меньше него

7 = 7•1 = 7•10

7,63 = 7,63•1 = 7,63•10

0,8 = 8•0,1 = 8•10– 1

0,0875 = 8,75•100 = 8,75•10– 2

Посмотрите, насколько короче выглядит запись физических величин с использованием стандартного вида:

  • масса Солнца: 1988500000000000000000000000000 кг = 1,9885•1030 кг;
  • масса Земли: 5970000000000000000000000 кг = 5,97•1024 кг;
  • масса атома железа: 0,0000000000000000000000000927 = 9,27•10-26 кг.

Пример. Укажите стандартный вид числа 76000000.

Решение. Первой ненулевой цифрой в записи является семерка, поэтому стандартный вид будет выглядеть так:

7,6•10n

где n– какое-то целое число, которое нам надо найти. Поставим в исходном числе запятую после семерки:

7,6000000

Видно, что мы отделили запятой 7 разрядов, то есть перенесли запятую на 7 разрядов вправо. Поэтому n равно 7:

76000000 = 7,6•107

Действительно, умножение дробного числа на 10 приводит к смещению запятой на одну позицию влево, поэтому при умножении 7,6 на 107 получим 76000000. Наши действия можно проиллюстрировать рисунком:

В случае с числами, меньшими единицы, также надо смотреть на количество разрядов между запятой и первой ненулевой цифрой. Пусть надо представить в стандартном виде десятичную дробь 0,000005605. Значащей частью числа будет 5,605. Для того чтобы получить ее, надо в исходной дроби перенести запятую на 6 разрядов вправо. Поэтому порядок будет равен (– 6):

Теперь попробуем выполнить обратное преобразование – по стандартному виду числа записать его в привычной нам десятичной форме. Пусть есть запись 2,56•105. Для начала искусственно припишем несколько ноликов к значащей части:

2,56 = 2,5600000

Теоретически мы можем дописать любое количество нулей, величина дроби от этого не изменится. Порядок числа равен 5, а потому запятую надо перенести на 5 знаков вправо:

2,5600000•105 = 256000,00

Теперь лишние нули после запятой и саму запятую можно и убрать:

256000,00 = 256000

Обратите внимание, что порядок числа был равен 5, а в итоге мы получили шестизначное число. Можно сформулировать правило: у числа, имеющего в стандартной виде порядок n, в десятичной представлении перед запятой будет стоять (n + 1)знак

Например:

1,23456789•106 = 1234567,89

Здесь порядок числа равен 6, а потому перед запятой стоит 7 знаков.

Напомним, что если число целое и, соответственно, в его записи нет запятой, то ее можно искусственно добавить:

568 = 568,0

Теперь рассмотрим похожий пример с отрицательным порядком числа. Пусть надо записать в десятичном виде число 9,8765•10– 4. Для этого сначала можно условно «подрисовать» нолики перед значащей частью:

0000009,8765

Порядок равен (– 4), а потому надо передвинуть запятую на 4 знака влево

0000009,8765 =000,00098765

Получается, что мы подрисовали слишком много ноликов. Уберем два из нихи получим число в обычной форме:

0,00098765

Вообще, если у числа отрицательный порядок (– n), то первая ненулевая цифра должна оказаться на n-ой позиции после запятой:

Понятие комплексного числа

Прежде чем, мы перейдем к рассмотрению комплексных чисел, дам важный совет: не пытайтесь представить комплексное число «в жизни» – это всё равно, что пытаться представить четвертое измерение в нашем трехмерном пространстве.

Если хотите, комплексное число – это двумерное число. Оно имеет вид , где  и  – действительные числа,  – так называемая мнимая единица. Число  называется действительной частью () комплексного числа , число  называется мнимой частью () комплексного числа .

 – это ЕДИНОЕ  ЧИСЛО, а не сложение. Действительную и мнимую части комплексного числа, в принципе, можно переставить местами:  или переставить мнимую единицу:  – от этого комплексное число не изменится. Но стандартно комплексное число принято записывать именно в таком порядке: 

Чтобы всё было понятнее, сразу приведу геометрическую интерпретацию. Комплексные числа изображаются на комплексной плоскости:
Как упоминалось выше, буквой  принято обозначать множество действительных чисел. Множество же комплексных чисел принято обозначать «жирной» или утолщенной буквой . Поэтому на чертеже следует поставить букву , обозначая тот факт, что у нас комплексная плоскость.

Комплексная плоскость состоит из двух осей: – действительная ось – мнимая ось

Правила оформления чертежа практически такие же, как и для чертежа в декартовой системе координат (см. Графики и свойства элементарных функций). По осям нужно задать масштаб, отмечаем:

ноль;

единицу по действительной оси;

мнимую единицу  по мнимой оси.

Не нужно проставлять все значения: …–3, –2, –1, 0, 1, 2, 3,… и .

Да чего тут мелочиться, рассмотрим чисел десять.

Построим на комплексной плоскости следующие комплексные числа:, , , , , , ,


По какому принципу отмечены числа на комплексной плоскости, думаю, очевидно – комплексные числа отмечают точно так же, как мы отмечали точки еще в 5-6 классе на уроках геометрии.
Рассмотрим следующие комплексные числа: , , . Вы скажете, да это же обыкновенные действительные числа! И будете почти правы. Действительные числа – это частный случай комплексных чисел. Действительная ось  обозначает в точности множество действительных чисел , то есть на оси сидят все наши «обычные» числа. Более строго утверждение можно сформулировать так: Множество действительных чисел  является подмножеством множества комплексных чисел .

Числа , ,  – это комплексные числа с нулевой мнимой частью.

Числа , ,  – это, наоборот, чисто мнимые числа, т.е. числа с нулевой действительной частью. Они располагаются строго на мнимой оси .

В числах , , ,  и действительная и мнимая части не равны нулю. Такие числа тоже обозначаются точками на комплексной плоскости, при этом, к ним принято проводить радиус-векторы из начала координат (обозначены красным цветом на чертеже). Радиус-векторы к числам, которые располагаются на осях, обычно не  чертят, потому что они сливаются с осями.

Способ приведения одночлена к стандартному виду

Как привести моном к стандартной форме?

Из определения следует, что моном нестандартной формы является произведением чисел, переменных и их степеней, причем возможно их повторение. С другой стороны, стандартный одночлен в записи содержит только одно число и неповторяющиеся переменные или их степени.

Что значит привести моном к стандартной форме? Чтобы преобразовать нестандартный моном в стандартную форму, используйте следующее правило для преобразования монома в стандартную форму:

  • первый шаг в том, как написать одночлен в стандартной форме, состоит в том, чтобы выполнить группировку числовых множителей, одинаковых переменных и их степеней;
  • второй шаг в том, как стандартизировать моном, состоит в том, чтобы вычислить произведения чисел и использовать свойство степеней с тем же самым основанием.

Примеры и их решение

Пример 1

Дан моном 3 х 2 х 2. Необходимо привести его к стандартному виду.

Решение

Выполним группировку числовых множителей и множителей с переменной x, в результате заданный моном будет иметь вид: (3 2) (x x2).

Произведение в скобках равно 6. Используя правило умножения степеней с одинаковым основанием, выражение в скобках можно представить в виде: x1+2=x3. В итоге получаем одночлен стандартного вида: 6 х3.

Краткий обзор решения выглядит так: 3 x 2 x2=(3 2) (x x2)=6 x3.

Ответ: 3 х 2 х 2 = 6 х 3.

Пример 2

Дан моном: a5 b2 am (-1) a2 b . Необходимо привести его к стандартному виду и указать коэффициент.

Решение

данный одночлен имеет в записи один числовой множитель: -1, перенесем его в начало. Далее сгруппируем факторы с переменной а и факторы с переменной b.Переменную m группировать не с чем, оставляем в исходном виде. В результате вышеперечисленных действий получаем: -1 a5 a a2 b2 b m.

Проделайте операции со степенями в скобках, и моном будет иметь стандартный вид: (-1) a5+1+2 b2+1 m=(-1) a8 b3 m. Из этой записи легко определить коэффициент при моном: он равен — 1. Вполне можно просто заменить минус единицу знаком минус: (-1) a8 b3 m=-a8 b3 m.

Итог всех действий выглядит так:

a5 b2 am (-1) a2 b=(-1) (a5 a a2) (b2 b) m==(-1) a5+1+2 b2+1 m=(-1)a8 b3 m=-a8 б3 м

Отвечать:

a5 b2 am (-1) a2 b=-a8 b3 m, коэффициент данного одночлена равен -1.

Что такое стандартный вид одночлена и как привести выражение к нему

Для простоты все мономы сначала приводятся к особому виду, называемому стандартным. Давайте конкретизируем, что это означает.

Определение 2

Стандартной формой монома является его форма, где он представляет собой произведение числового множителя и натуральных степеней различных переменных. Численный множитель, также называемый мономиальным коэффициентом, обычно пишется первым с левой стороны.

Для наглядности выберем несколько одночленов стандартного вида: 6 (это одночлен без переменных), 4 a, −9 x2 y3 , 235 x7. Сюда же входят выражения xy (здесь коэффициент будет равен 1), −x3 (здесь коэффициент будет равен -1).

Теперь приведем примеры одночленов, которые необходимо привести к стандартному виду: 4 a a2 a3 (здесь надо совместить одинаковые переменные), 5 x (−1) 3 y2 (здесь надо сложить числовые множители слева).

Обычно в случае, когда одночлен имеет несколько переменных, записанных буквами, буквенные множители записываются в алфавитном порядке. Например, запись 6·a·b4·c·z2 предпочтительнее, чем b4·6·a·z2·c. Однако порядок может быть другим, если этого требует цель расчета.

Любой моном можно привести к стандартной форме. Для этого необходимо выполнить все необходимые идентичные преобразования.

Примеры («Запишите в стандартном виде»)

Пред­ста­вить числа а1, а2, а3, а4 в стан­дарт­ном виде

а1 = 327 = 327,0 = 327 ∙  ∙102 = 3,27∙102                                   m = 2.

а2 = 0,3 = 0,3 ∙ 10 ∙  = 3∙10-1                                                                           m = -1

а3 = 0,37 = 0,37 ∙ 10 ∙  = 3,7∙10-1                                                                  m = -1

а4 = 1827 = 1827,0 = 1827 ∙  ∙ 1000 = 1,827∙103                             m = 3

Еще раз по­смот­рим на струк­ту­ру числа, за­пи­сан­но­го в стан­дарт­ном виде, на при­ме­ре вы­ше­рас­смот­рен­ных чисел:

а0∙ 10m,

где а0є [1; 10), m є Z

3,27 ∙ 102, где 3,27 – а0

1,827 ∙ 103, где 1,827 – а0

3 ∙ 10-1, где 3 – а0

Стан­дарт­ный вид числа удо­бен для за­пи­си боль­ших и малых чисел.

Рас­сто­я­ние до Солн­ца со­став­ля­ет 150 000 000 км. За­пи­сать это число в стан­дарт­ном виде.

а = 150 000 000км

а = 150000000,0 = 1,5∙108                                                              m = 8

За­пи­сать число b = 0,000038 в стан­дарт­ном виде.

b = 0,000038 = 3,8∙10-5                                                                   m = -5

Ско­рость света равна V = 300 000 км/с. За­пи­сать это число в стан­дарт­ном виде.

V = 300000,0 = 3∙105                                                                    

Ответ: V = 3∙105m = 5

 1 све­то­вой год равен 30 860 000 000 000км. За­пи­сать это число в стан­дарт­ном виде.

1с.г. = 30 860 000 000 000 = 3,086∙1013км                                   m = 13

Вы­чис­лить и пред­ста­вить в стан­дарт­ном виде.

1) (0,2∙105) ∙ (1,4∙10-2) = 0,28∙103 = 2,8∙10-1∙103 = 2,8∙102                                m = 2

2) (0,004)2 = (4,0∙10-3)2 = 16∙10-6 = 1,6∙10∙10-6 = 1,6∙10-5      m = -5

Разряды и разрядность

Обратимся к табл. 4.6 и выпишем ряд десятичных чисел, которые равны “круглым” двоичным числам. В этот ряд входят следующие десятичные числа: “2”, “4”, “8”, “16”, “32”, “64”, “128”, “256”, “512” и, наконец, сакраментальное “1024”. Все эти числа представляют ряд последовательных степеней числа “2”. Каждое из названных чисел чрезвычайно активно используется в компьютерных технологиях. Читатель, видимо, убеждался в этом не один раз.

Мы оперируем каким-либо двоичным числом, а любое двоичное число – это совокупность битов, т. е. “1” и “0”. Отсюда получается, что каждый бит – это один разряд или одна позиция в двоичном числе.

ЗамечаниеНадеемся, что вы еще не забыли о позиционном принципе записи чисел в любых математических системах счисления (значение цифр, количество которых ограничено, зависит от положения в числе, от ее позиции).

В данный момент мы делаем шаг в сторону абстрагирования от конкретных значений цифр и начинаем считать только количество знакомест (позиций), которое в математике принято называть “разрядом”, а совокупность разрядов (знакомест) – “разрядностью”.

Определение

Разряд в арифметике – это место, занимаемое цифрой при записи числа. Например, в десятичной системе счисления цифры первого разряда – это единицы, второго разряда – десятки и т. д.

Но арифметические законы, которые кажутся привычными в десятичной системе счисления, все без исключения действительны и для двоичной системы счисления. Двоичные числа также можно складывать, вычитать, перемножать и делить с использованием тех же приемов школьного курса арифметики. Отличие заключается только в том, что используются всего две цифры.

Кроме того, как мы уже выяснили, в двоичной системе счисления каждый разряд – это бит и его значение зависит от позиции и равно соответствующей степени числа “2”.

Определение

Разрядность двоичного числа – это количество знакомест (разрядов) или количество битов, заранее отведенных для записи числа.

Пример

Десятичное число “2” может быть записано различными способами в зависимости от разрядности двоичного числа: как “10”, если разрядность равна двум; как “0010”, если разрядность равна четырем; как “00000010”, если разрядность равна восьми

Обратите внимание, что последний вариант соответствует записи десятичного числа “2” в пределах одного байта информации

Разрядность двоичного числа интересует нас в связи с тем, что это количество разрядов (позиций или знакомест) обеспечивает определенный набор возможных двоичных чисел, которые, как мы уже договорились, могут служить кодами, с помощью которых происходит кодирование любых видов информации: собственно чисел, текстов, графических и цветных изображений, звуков, анимации и видео.

Осталось только выяснить, каким образом разрядность влияет на количество информации (двоичных кодов), которую можно получить с помощью определенного количества разрядов. Однако прежде следует учесть одну особенность двоичных чисел, нашедшую применение в компьютерных технологиях, – это фиксированные значения разрядности двоичных чисел.

Запись дробных чисел

Стандартная запись дробей

Основное правило записи дробей — числитель и знаменатель дроби записываются через дробную черту. Например, 3/4 или 7/8. Также стандартным является запись десятичных дробей, где число отделяется запятой или точкой. Например, 0,5 или 2.3.

Порядок цифр

При записи дробных чисел в системе счисления с основанием 10, порядок цифр после запятой определяет дробную часть числа. Например, число 14,56 можно записать как 14 5/10 6/100 или как 14 + 5/10 + 6/100.

Дроби и умножение

В случае умножения дробей, числитель и знаменатель каждой дроби умножаются между собой. Например, 1/4 * 2/3 = 2/12. После этого дробь можно упростить.

Дроби и деление

В случае деления дробей, делимое умножается на обратную дробь делителя. Например, 3/4 : 1/2 = 3/4 * 2/1 = 6/4. Эту дробь можно упростить, например, до дроби 3/2.

Значение дроби и неравенства

Когда мы сравниваем значения двух дробей, мы можем сравнивать как числители, так и знаменатели каждой дроби. Если числители дробей одинаковы, то больше будет та дробь, у которой знаменатель меньше. Например, 3/4 > 2/4, так как 3 > 2, но также 2/4 < 3/4, так как 4 > 2.

Дроби в образовательной материале

Дроби широко используются в образовательной материале для решения задач, например, в геометрии для нахождения промежутков или в физике для вычисления степени пространственного продолжения. Они также используются в химии для определения количества массы элементов или в химических реакциях. Помимо этого, дроби используются в матричной алгебре для вычисления производной и в теории вероятностей для описания скоростей случайных событий.

Дроби в повседневной жизни

Дроби используются в повседневной жизни в самых разных ситуациях, например, при расчете скидок или при делении подарочных конфет между друзьями. Кроме того, дроби могут понадобиться при вычислении времени в единицах времени неравномерной длины, например, для нахождения скорости движения тела.

Возведение комплексных чисел в степень

Начнем со всеми любимого квадрата.

Пример 9

Возвести в квадрат комплексное число

Здесь можно пойти двумя путями, первый способ это переписать степень как произведение множителей  и перемножить числа по правилу умножения многочленов.

Второй способ состоит в применении известной школьной формулы сокращенного умножения :

Для комплексного числа легко вывести свою формулу сокращенного умножения:. Аналогичную формулу можно вывести для квадрата разности, а также для куба суммы и куба разности. Но эти формулы более актуальны для задач комплексного анализа, поэтому на данном уроке я воздержусь от подробных выкладок.

Что делать, если комплексное число нужно возвести, скажем, в 5-ю, 10-ю или 100-ю степень? Ясно, что в алгебраической форме проделать такой трюк практически невозможно, действительно, подумайте, как вы будете решать пример вроде ?

И здесь на помощь приходит тригонометрическая форма комплексного числа и, так называемая, формула Муавра: Если комплексное число представлено в тригонометрической форме , то при его возведении в натуральную степень  справедлива формула:

Данная формула следует из правила умножения комплексных чисел, представленных в тригонометрической форме: чтобы найти произведение чисел ,  нужно перемножить их модули и сложить аргументы:

Аналогично для показательной формы: если , то:

Просто до безобразия.

Пример 10

Дано комплексное число , найти .

Что нужно сделать? Сначала нужно представить данное число в тригонометрической форме. Внимательные читатели заметили, что в Примере 8 мы это уже сделали:

Тогда, по формуле Муавра:

Упаси вас, не нужно считать на калькуляторе , а вот угол в большинстве случае следует упростить. Как упростить? Образно говоря, нужно избавиться от лишних оборотов. Один оборот составляет  радиан или 360 градусов. Выясним сколько у нас оборотов в аргументе . Для удобства делаем дробь правильной: , после чего становится хорошо видно, что можно убавить один оборот: . Надеюсь всем понятно, что  и  – это один и тот же угол.

Таким образом, окончательный ответ запишется так:

Любители стандартов везде и во всём могут переписать ответ в виде: (т.е. убавить еще один оборот и получить значение аргумента в стандартном виде).

Хотя  – ни в коем случае не ошибка.

Пример 11

Дано комплексное число , найти . Полученный аргумент (угол) упростить, результат представить в алгебраической форме.

Это пример для самостоятельного решения, полное решение и ответ в конце урока.

Отдельная разновидность задачи возведения в степень – это возведение в степень чисто мнимых чисел.

Пример 12

Возвести в степень комплексные числа , ,

Здесь тоже всё просто, главное, помнить знаменитое равенство.

Если мнимая единица возводится в четную степень, то техника решения такова:

Если мнимая единица возводится в нечетную степень, то «отщипываем» одно «и»,  получая четную степень:

Если есть минус (или любой действительный коэффициент), то его необходимо предварительно отделить:

Пример 13

Возвести в степень комплексные числа ,

Это пример для самостоятельного решения.

Типы данных

Переменные разных типов имеют разные особенности и позволяют хранить числа в разных диапазонах.

Название Альт. название Вес Диапазон Особенность
1 байт * 0 или 1,  или  Логический тип
1 байт -128… 127 (AVR), 0.. 255 (esp) Символ (код символа) из таблицы ASCII
1 байт -128… 127 Целые числа
1 байт 0… 255 Целые числа
** , 2 байта -32 768… 32 767 Целые числа. На ESP8266/ESP32 – 4 байта! См. ниже
** , 2 байта 0… 65 535 Целые числа. На ESP8266/ESP32 – 4 байта! См. ниже
4 байта -2 147 483 648…    2 147 483 647 Целые числа
4 байта 0… 4 294 967 295 Целые числа
4 байта -3.4E+38… 3.4E+38 Числа с плавающей точкой, точность: 6-7 знаков
4/8 байт -1.7E+308.. 1.7E+308 Для AVR то же самое, что .

На ESP и прочих 32-бит МК – 8 байт, точность – 15-16 знаков

8 байт *** -(2^64)/2… (2^64)/2-1 Целые числа
8 байт *** 2^64-1 Целые числа
  • (*) – да, занимает 1 байт (8 бит), так как это минимальная адресуемая ячейка памяти. Есть способы запаковать логические переменные в 1 бит, о них поговорим в другом уроке.
  • (**) – на ESP8266/ESP32 и занимает 4 байта, то есть является аналогами типов  и !
  • (***) – Компилятор также поддерживает 64 битные числа. Стандартные Arduino-библиотеки с переменными этого типа не работают, поэтому можно использовать только в своём коде.

Целочисленные типы

Переменные целочисленных типов нужны для хранения целых чисел. В своей программе рекомендуется использовать альтернативное название типов (второй столбец в таблице выше), потому что:

  • Проще ориентироваться в максимальных значениях
  • Легче запомнить
  • Название более короткое
  • Проще изменить один тип на другой
  • Размер переменной задан жёстко и не зависит от платформы (например на AVR это 2 байта, а на esp8266 – 4 байта)

Максимальные значения хранятся в константах, которые можно использовать в коде. Иногда это помогает избавиться от лишних вычислений:

  • – 255
  • – 127
  • – 65 535
  • – 32 767
  • – 4 294 967 295
  • – 2 147 483 647
  • – 18 446 744 073 709 551 615
  • – ‭9 223 372 036 854 775 807

Логический тип

– логический, он же булевый (придуман Джорджем Булем) тип данных, принимает значения и или и – ложь и правда. Используется для хранения состояний, например включено/выключено, а также для работы в условных конструкциях.

Также переменная типа  принимает значение , если присвоить ей любое отличное от нуля число.

bool a = 0;  // false
bool b = 1;  // true
bool c = 25; // true

Символьный тип

– тип данных для хранения символов, символ указывается в одинарных кавычках:  . По факту это целочисленный тип данных, а переменная хранит номер (код) символа в таблице ASCII:

Отдельный символьный тип данных нужен для удобства работы, чтобы программа могла понять разницу между числом и символом, например для вывода на дисплей (чтобы вывести именно букву A, а не число 65). Из символов можно составлять строки, об этом более подробно поговорим в уроках про символьные строки и String-строки.

Символы и числа

Несмотря на то, что в языке Си символ это по сути целое число, значения например и не равны между собой, потому что символ с точки зрения программы является числом . На практике иногда бывает нужно конвертировать символы чисел в соответствующие им целые числа и наоборот (при работе со строками и буферами вручную), для этого распространены следующие алгоритмы:

  • Из символа в число – взять младший ниббл (4 бита):
  • Из символа в число – вычесть символ 0:
  • Из числа в символ – прибавить символ 0:

Дробные числа

(англ. float – плавающий) – тип данных для чисел с плавающей точкой, т.е. десятичных дробей. Arduino поддерживает три типа ввода чисел с плавающей точкой:

Тип записи Пример Чему равно
Десятичная дробь 20.5 20.5
Научный 2.34E5 2.34*10^5 или 234000
Инженерный 67e-12 67*10^-12 или 0.000000000067

Выше в таблице есть пометка “точность: 6-7 знаков” – это означает, что в этом типе можно хранить числа, размер которых не больше 6-7 цифр, остальные цифры будут утеряны! Причём целой части отдаётся приоритет. Вот так это выглядит в числах (в комментарии – реальное число, которое записалось в переменную):

float v;
v = 123456.654321;    // 123456.656250
v = 0.0123456789;     // 0.0123456788
v = 0.0000123456789;  // 0.0000123456788
v = 123456789;        // 123456792.0

Другие особенности float чисел и работу с ними мы рассмотрим в уроках про математические операции и условия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Setup Pro
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: