О русском языке в программировании

Рефал, эль и рапира. куда пропали советские языки программирования?

Какие еще языки нужно знать программисту?

Как я сказал вначале, современное программирование крутится вокруг определенных технологий. Рассмотрим наиболее популярные.

Если вы пишете прикладные программы, то с большой вероятностью вам нужно будет получать информации из базы данных. Поэтому вам нужно знать язык запросов SQL.

Если вы пишете для Интернета, то вам будут нужны знания языков разметки, а также серверных и клиентских языков.

Языки разметки: HTML, XML, CSS.

Серверные языки: PHP, Java, C#, Python.

Клиентские языки: Javascript, VBScript, ActionScript (хотя последние два уже устаревают).

Для разработки мобильных приложений используются: HTML5, Java, Swift.

Игры Blockly от Google

Blockly — библиотека компании Google, которая позволяет из готовых блоков создавать веб- и Android- приложения. Для детей разработчики создали серию игр, позволяющую шаг за шагом вникнуть в принципы работы библиотеки. Каждая игра учит отдельным принципам — задавать цвет, форму объекта, приводить в движение, реагировать на движение других объектов. Программа состоит из блоков, отвечающих за нужные функции, потом пользователь видит, как она выглядит на языке JavaScript. В каждой игре 10 уровней. Например, в Pond Tutor после прохождения уровня предлагается повторить программу JavaScript. Последняя игра Pond — сражение между четырьмя утками на пруду. Задача игрока — запрограммировать свою утку так, чтобы она реагировала на других уток, стреляла по ним и в итоге победила. Библиотека переведена на русский язык.

«Blockly прекрасно подходит даже для самых маленьких — чтобы начать программировать, здесь не нужно читать длинные задания и инструкции. Ты вроде бы пытаешься помочь желтому человечку выбраться из лабиринта, а на самом деле уже написал свой первый код на JavaScript», — Newtonew.com

Swift (приложения под iOS, macOS и watchOS)

Если вы стремитесь стать разработчиком приложений под iOS?, macOS или watchOS, то вам обязательно следует изучить язык Swift.

Представленный компанией Apple в 2014 году Swift, оказался довольно быстрым, мощным и функциональным языком для разработки приложений под операционные системы Apple.

Кроме того, поскольку Apple сама разрабатывает и продвигает язык, нет сомнений что он будет достаточно перспективным и более функциональным.

Язык пришел на смену тогдашнего популярного, однако нелюбимого для многих разработчиков языка Objective-C.

Кончено ввиду того что в России более используемой мобильной операционной системой является Android, логично что язык Swift будет не таким уж востребованным, он более нацелен на американский рынок, где более популярен ios.

На hh.ru по языку Swift доступно более 1000 вакансий, большая часть из которого нацелена на разработку под ios. 

В итогу язык Swift лучше изучать если вы твердо решились стать разработчиком под операционную систему ios и macOS. Не смотря на небольшое количество вакансий для этого языка, данный сегодня Swift разработчикам платят довольно приличную зарплату. 

Выбор языка программирования для изучения

Давайте подробнее рассмотрим популярные языки программирования для детей и преимущества их изучения. 

Scratch

Занятие по программированию для детей на Scratch

Scratch был разработан медиалабораторией Массачусетского технологического института (MIT Lab) для обучения программированию детей и подростков. 

Визуальная среда Скретч поможет реализовать любую творческую идею: создать игру, собственный мультфильм или крутую презентацию для занятий. Все это легко реализовать без знания кода – достаточно собрать проект с помощью блоков в удобном визуальном редакторе. 

Кстати, ловите бесплатный видеокурс от нас, по нему вы сможете собрать собственную игру с нуля!

Lua

Уроки по программированию в Роблокс Студио для детей

Сравнительно простой в изучении язык, подойдет тем, кто уже попробовал кодить на Скретч или является поклонником Roblox и Lego. Именно с помощью блоков конструктора Лего в песочнице Роблокс можно создать свою игру, а затем пригласить поиграть в нее своих друзей. 

В Roblox используется программирование на языке Lua, который можно освоить за несколько занятий. Lua считают облегченным языком в IT-среде, он разработан в Бразилии подразделением Tecgraf Католического университета Рио-де-Жанейро в 1993 году. С тех пор на Lua написаны сотни программ и игр, среди которых Angry Birds, Roblox, Heroes of Might and Magic. 

В плане реализации Lua во многом схож с JavaScript. Из-за того, что Lua легко встраивается и запускается, а также удобен для создания легко тиражируемого программного обеспечения, этот язык чаще применяется в создании онлайн-игр. Последние несколько лет Lua поддерживается и выпускается под лицензией MIT.

Ниже мы делимся с вами ссылкой на видеокурс по программированию в Роблокс.

Уверены, что вы даже подозревали о всех возможностях использования языка Lua, обязательно попробуйте создать свои игры и поделиться ими с другими пользователями. 

Python

Пример написания игры на Python в Майнкрафт

Это самый известный и востребованный язык программирования в мире, свое название этот язык получил в честь британской комик-группы Monty Python. Именно Python использовался для создания всемирно известных онлайн-проектов, таких как Instagram, YouTube, Spotify и Google.

Преимуществом Python является его гибкость – на этом языке можно написать программу любой сложности, распространенность – сейчас существуют сотни разнообразных библиотек и фреймворков для Python, простота – даже ребенок может освоить Python. Именно Python используется в известной игровой платформе Minecraft для строительства зданий или прохождения игр. 

Чтобы увлечь ребенка программированием на Python, мы рекомендуем ознакомиться с нашим плейлистом, посвященным созданию проектов в Minecraft. 

JavaScript

Курс по веб-разработке будет интересен и полезен подросткам с 12 лет

JavaScript является одним из наиболее широко используемых языков программирования в мире и предлагает программистам, выбравшим этот язык в качестве основного, высокую заработную плату и карьеру в лучших IT-компаниях мира. 

С этим языком не только дети, но и взрослые взаимодействуют каждый день: JavaScript лежит в основе почтового инструмента Gmail, социальной сети Twitter и большинства мобильных приложений на Android.

JavaScript тесно связан с языком разметки HTML и языком стилей. Знание этих инструментов поможет реализовать себя в веб-разработке, ведь для вас не составит труда создать как интерфейс любой программы, так и прописать код для нее. 

Для начинающих веб-разработчиков мы рекомендуем курс по программированию на HTML, CSS и JavaScript.

С#

Курсы по разработке видеоигр и приложений помогут начать карьеру в геймдеве

С# (Си шарп) разработан группой инженеров из компании Microsoft. Этот язык использовался при создании большинства приложений компании, а в дальнейшем получил широкое применение в игровых движках Unity 3D и CryEngine. Кроме того, C# можно использовать для создания практически любого программного обеспечения и приложений для разных операционных систем. 

Начать знакомство с C# мы рекомендуем с курса, посвященному использованию Си шарп в Юнити.

Если вам интересна сфера геймдева, то плейлист, посвященный созданию игр на Unity, будет полезен вам. 

Делитесь вашим мнением, какие языки программирования должны быть в арсенале востребованного программиста, и лайфхаками по их изучению. 

Материал подготовлен школой программирования для детей «Пиксель»

Программирование для детей: а нужно ли?

«Каждый в этой стране должен учиться программированию, потому что это учит тебя думать…» Стив Джобс.

 Существуют веские причины обучить ребенка основам программирования, даже если он не собирается работать в сфере информационных технологий.

  1. Всестороннее развитие: тренировка аналитического, пространственного мышления, фантазии и внимательности.
  2. «Суперсила» общаться с машинами, управлять ими и перекладывать на компьютер решение сложных задач.
  3. Основы программирования, как и иностранные языки, легко усваиваются в детском возрасте.
  4. Возможность самовыражения при помощи современных технологий.
  5. Историческая необходимость.

Последняя причина одна из самых веских. Планета крутится, время идет. В аграрном обществе 75% всех работников были заняты в сельском хозяйстве. В индустриальную эпоху две третьих экономики составляла промышленность, а постиндустриальную – сфера услуг. Общество не стоит на месте. Сегодня лидерами на мировой арене стали страны с экономикой знаний и информационным обществом. Для примера назовем всего 2 цифры:

  • 6,5 млрд. дол. США – доход Украины в 2014 году от экспорта зерновых;
  • 19 млрд. дол. США – цена, за которую Facebook в 2014 году купил  мессенджер WhatsApp!

Да, именно так! Одно приложение стоило в 3 раза больше, чем годовой доход целой страны от стратегического направления экономики! Аграрный сектор бесспорно важен, но пришло время посмотреть в будущее. Что там? Информационные технологии.  Мир уже никогда не будет прежним и пора меняться вместе с ним! Программирование больше не удел гениев. Сегодня это навык, которого требует общество. Попробуйте обучить детей программированию, позвольте им «стать своими» в мире технологий. Поверьте, они оценят и будут благодарны.

Как обучить детей программированию?

Вы, наверное, сейчас подумали об толстых непонятных учебниках? Бросьте, даже взрослые их не любят. Программирование для детей должно быть игрой.  Мифы о вредности компьютерных приложений давно развенчаны. Пора использовать современные технологии в процессе учебы.  Компьютерные игры признаны одним из наилучших методов развития логического мышления.  Ребенок развлекается, переходит на более сложные уровни и не замечает, как учится полезным навыкам.

Итак, какие игры помогут обучить детей программированию?

Kodable

Возраст учеников: с 2 лет (так утверждают создатели, но обычно в нее рекомендуют играть с 5 лет)

Больше информации: веб-сайт игры Kodable, iTunes

Об игре: обучение ребенка программированию возможно даже без умения читать. По легенде, пушистые пришельцы очутились  на новой планете и изучают ее. Игрок управляет ими,  переходя на все более сложные уровни (их здесь 45).

Bee-Bot

Возраст учеников: 4-7 лет

Больше информации: iTunes

Об игре: игрушка помогает разобраться с последовательностью команд и объектным языком в программировании. Красочная пчелка должна пройти лабиринт. Здесь есть 12 уровней сложности, выполнение каждого ограничено по времени.

Lightbot Jr

Возраст учеников: 4-8 лет

Больше информации: Браузерная игра, iTunes, Google Play

Об игре: Lightbot Jr  являет собой игру-головоломку о программировании. Игрок управляет роботом, цель которого – подсветить все плитки голубого цвета с помощью единственной серии команд. Создатели игрушки утверждают, что Lightbot Jr учит малышей тестированию, отладке, циклам и процедурам. Для детей старше 8 лет создана версия игры Lightbot.

CodeMonkey

Возраст учеников: от 6-7 лет

Больше информации: сайт игры

Об игре: Онлайновая игра, во время которой ребёнок управляет маленькой обезьянкой. Цель зверюшки – собрать бананы. Игра дает понятие о синтаксисе, ведь нужно выбрать команды и записать последовательность действий строчками простого кода. Большой плюс – сервис русифицирован.

Code.org

Возраст учеников: от 4 лет

Больше информации: сайт Code.org

Об игре: Это не совсем игра, скорее образовательные курсы для обучения программированию с нуля. Созданы они так, что в игровой форме можно пошагово создавать короткие программы с персонажами мультиков.

Как видите, программирование для детей – игра, интересная и увлекательная. Для старших ребят существуют платформы Scratch и Alice. Здесь можно создать небольшую игру или мультик при помощи упрощенных методов программирования.

Статья в тему: Детская безопасность в интернете. Что следует знать об угрозах виртуальной жизни.

Попробуйте предложить ребенку одну из игр, которые обучают программированию

Малыш еще не понимает, но это очень важное умение в современном мире. И кто знает, возможно, Вы подтолкнете свое чадо к его любимой будущей профессии

Так стоит ли учить?

Несмотря на предсказания о скорой смерти, PHP до сих пор востребован. А за счёт низкого порога входа изучить его несложно. Те же C# и Java имеют более высокий порог вхождения. Впрочем, у низкого порога входа есть и минусы: сегодня на российском рынке труда PHP-разработчиков довольно много, и им платят так себе. Правда, это потому, что большинство из них имеют не очень высокий уровень.

Что касается действительно профессиональных PHP-разработчиков, то они, по сути, используют те же паттерны проектирования, что и в случае со статически типизированными языками. Даже бытует мнение, что на PHP сложнее программировать. В той же Java или C# допустить алгоритмическую ошибку и присвоить переменной не тот тип вы не сможете. А язык программирования PHP это пропустит, в результате чего программисту придётся поломать голову с вопросом, что же не так. Вроде бы и работает всё, но, увы, неправильно.

Именно поэтому настоящие эксперты PHP-разработки получают не намного меньше, чем программисты, владеющие другими языками. Только вот найти действительно хорошего специалиста — это сегодня проблема.

Как бы там ни было, начать изучать PHP — это лучше, чем не начать изучать ничего. К тому же, в сети есть множество неплохих курсов, уроков и лекций. Пройдя их, можно подумать и о переходе на более высокий уровень мастерства. А вот здесь помогут платные курсы для продвинутых разработчиков:

Бейсик и Паскаль[править]

Когда-то наиболее популярными языками программирования в школах мира были Бейсик и Паскаль. Бейсик всегда считался самым простым языком программирования, а Паскаль — самым подходящим языком для обучения программированию. Но теперь это не так. Да, Бейсик прост. Но он создавался во времена, когда человечество не имело никакого опыта создания компьютерных систем, и основан на устаревших и не оправдавших себя принципах. Собственно, никакой фундаментальной целостной идеи в основе Бейсика не лежит. Сегодня есть простые и при этом более наглядные и идейно замкнутые языки программирования, нежели Бейсик. Паскаль удобен в учебных целях; ведь именно для них он и создавался. Студенты быстро учатся решать с его помощью алгоритмические задачки. Но так получается, что изучать Паскаль полезно только для того, чтобы писать программы на Паскалe. А если нужно создать настоящий программный продукт, Паскаль оказывается неудобен. И студентам, знающим только Паскаль, приходится переучиваться, что часто сложнее, нежели изучить правильные языки и технологии с нуля. Часто слышишь от преподавателей школ и вузов:

Но есть и другие мнения:

О хороших исследовательских вопросах для Digital Humanities

Сейчас меня, главным образом, занимает нахождение таких углов зрения на гуманитарные предметы (литература, кино, театр, изобразительное искусство), которые позволяли бы ставить хорошие исследовательские вопросы и использовать цифровые методы для их решения. Хороший исследовательский вопрос трудно формализуем. Любой опытный ученый может сказать, какой исследовательский вопрос хороший, а какой – не стоит потраченных усилий, но научить этому очень сложно. Нельзя написать учебник про то, какие исследовательские вопросы в гуманитарных науках будут хорошими, а какие – нет. 

Путь филолога в программирование

Программировать я научился после окончания филологического факультета. Мне, как и многим гуманитариям, тогда казалось, что где-то в технических и компьютерных областях уже существуют люди, которые уже практически изобрели искусственный интеллект. Что этот искусственный интеллект может прочесть текст и извлечь из него ту информацию, которую я, филолог, не извлек. И там уже все придумали, нужно только заглянуть туда и использовать это в своих целях.

Как все мы знаем, так не бывает. На самом деле ты заглядываешь в эти блестящие позолоченные шкатулки, и выясняется, что внутри совершенно примитивные вещи, не претендующие на то, чтобы быть всемогущим интеллектом.

Мой отец был технарем. Еще на заре цифровой эры, когда не были очевидны перспективы компьютерных способов преподавания, он внедрял их в вузе. Я застал «Электронику», которая там стояла в компьютерном классе. Потом «Электроника» пропала, и вместо нее появились красивые белые системные блоки с «пентиумами» внутри. И эта эволюция, несмотря на отсутствие компьютера дома, происходила на моих глазах и не очень меня пугала. 

Есть же такой психологический барьер для гуманитария или представителя старшего поколения, когда просто тяжело сесть за компьютер и начать с ним взаимодействовать. У меня его не было: компьютер с детства присутствовал в моей жизни. Это как в романе «Туманность Андромеды» Ефремова: там командир звездолета родился уже в космосе, и поэтому для него космический корабль был родным домом.


Фото автора Edvin RichardsonPexels

И я, может быть, раньше, чем все остальные, наблюдал, как компьютеры завоевывают себе жизненное пространство: отец делал какие-то электронные журналы успеваемости, например. Это было неслыханно в 90-х. Сейчас-то понятно: какой дурак будет в аналоговый журнал записывать оценки? А тогда это было совершенно новое. 

Мне хотелось, чтобы компьютеры все объяснили, как устроен текст. И меня не во всем устраивали традиционные гуманитарные исследования. Была надежда, что компьютер может больше. Со временем выяснилось, что это не совсем так, но кое-что полезное от машины все-таки получить можно.

На языке Си написаны большинство популярных языков программирования

Это очень интересная история. Много раз язык Си объявляли «устаревшим», а поэтому на базе него пытались создать что-то более грандиозное.

Другой университетский профессор — Бьёрн Страуструп написал язык C++. Но по факту получилось, что он только добавил в к языку Си так называемое объектно-ориентированное программирование (ООП). Заменить язык Си ему не удалось. Эти два языка стали развиваться параллельно.

Другую попытку сделал Брэд Кокс,  который создал язык Objective-C. Затем на базе Objective-C был создан Swift. Этот язык используется в качестве основного языка программирования в корпорации Apple. Но опять же Swift написан на Си и может использовать, при необходимости, код на языке Си.

Следующей попыткой заменить Си стала компания Sun Microsystems. Она поставила задачу сделать язык программирования, похожий на C++, но при этом этот язык должен был стать универсальным. Так появился язык Java.  Он предназначен для работы на виртуальной Java-машине. Главный недостаток этого языка в том, что он существенно медленнее языка Си.

В ответ на технологию Java компания Microsoft запустила свою собственную технологию .NET и разработала для нее язык C#.

Как видите, все эти языки и находятся сейчас в топе рейтингов языков программирования.

Но они все используют ядро чистого Си. Поэтому как только вы выучите Си, то вы уже наполовину выучили C++, C#, Objective-C, Swift и Java.

Также на языке Си написаны популярные языки PHP, Javascript и Python. То есть лучший старт для изучения всех популярных языков — это сначала выучить язык Си.

Зачем учиться программировать?

Прежде чем приступить к первому уроку, сначала подумайте, почему хотите научиться программировать. Это поможет определить, какой язык изучать в первую очередь и над какими проектами работать. Вот некоторые преимущества обучения программированию:

Приобретение профессиональных навыков

Давайте разберемся с самым очевидным: умение программировать — это преимуществом при трудоустройстве. Поскольку технологии продолжают вплетаться в нашу повседневную жизнь, навыки разработки будут становиться все более востребованными среди кандидатов — по данным сайта Indeed.com, несколько наиболее востребованных навыков относятся к области вычислительной техники.

Чтобы сделать карьерный поворот в сторону IT или перейти на более техническую должность в своей области, знание хотя бы одного соответствующего языка программирования обязательно. Однако это относится не только к разработчикам. Веб-дизайнеры должны знать HTML, CSS и JavaScript. Менеджеры проектов должны знать внутреннее устройство инструментов, которые они помогают создавать. Даже если у вас простой сайт на WordPress, знакомство с языками front-end и немного с PHP поможет в работе с ним.

Если не претендуете на сугубо техническую должность, опыт программирования все равно является хорошим преимуществом — он демонстрирует технические знания и способность понимать абстрактные концепции и решать сложные проблемы.

Наконец, умение программировать позволит заняться фрилансом и развить карьеру фрилансера. На этом пути у вас будет гораздо больше возможностей контролировать карьеру и проекты, за которые вы беретесь.

Возможность создавать продукты

Одно из самых замечательных преимуществ изучения программирования — это возможность воплощать свои идеи в жизнь. У вас есть концепция веб-сайта, приложения или компьютерной игры? Теперь можно создать его именно так, как вам хочется, а затем поделиться им со всем миром.

Хотите ли вы монетизировать свой проект, разместить его на платформе с открытым исходным кодом, такой как GitHub, или просто создавать что-то в качестве хобби, у вас будут знания и инструменты для этого. Кроме того, как мы скоро увидим, собственные проекты играют важную роль в процессе обучения и поиска работы.

Понимание окружающего мира

Технологии распространяются и развиваются с каждым годом. Изучение даже основ компьютерного программирования поможет понять компоненты растущего цифрового ландшафта, включая ту вещь, которой вы, вероятно, пользуетесь каждый день, под названием интернет. Вы получите совершенно новый взгляд на технологии в жизни и понимание того, как все это объединяется.

Это весело

Для многих изучение кодинга является полезным и приятным опытом. После освоения основ и начала работы над собственными оригинальными проектами, этот процесс будет меньше походить на обучение и больше на отдых. В конце концов, если вы не получаете от этого удовольствия, то зачем заниматься?

Могут ли корпуса стать капсулой времени для сохранения языка

В некотором смысле большие корпуса могут быть капсулой времени. Пару лет назад я опубликовал на хабре статью про языки России. Многие люди писали, что языки сохранять не нужно, а нужно, если мне так дороги эти языки, просто создать грамматику и словарь. Пусть они лежат на полке, и те, кому нужно, к ним обратятся. 

Как всегда, сработало «лестничное остроумие»: уже после этого мне пришел в голову ответ, что полного описания языка в виде грамматики и словаря мы никогда не получим, потому что грамматика не способна учесть все нюансы, которые существуют в языке, например, сочетаемость слов. Есть синонимы, которые с точки зрения грамматики должны сочетаться со словами одинаково. Например, «мокрый» и «влажный» – это синонимы. Но можно сказать «мокрый снег», а «влажный снег» – не говорят. Такое знание о сочетаемости мы извлекаем из корпуса, а другие способы описания языка такого не дадут. 

Полное описание языка, видимо, должно составлять библиотеку, которая окажется гораздо больше, чем даже собрание сочинений Ленина. Вместо этого мы можем использовать корпус. Но это не полноценная замена языку. «Капсула времени» – хорошая метафора

Однако важно понимать, что полным эквивалентом живому языку корпус не является. 


Иллюстратор: Анна Руденко

Русский Язык Программирования

Начал разработку русского языка программирования. Сокращенно: РЯП. Ну и, как следствие, начал разработку интерпретатора РЯП. РЯП напоминает язык КуМир, но будут существенные отличия и преимущества в сравнении с другими языками.

Переменные не надо объявлять, так как при первом обнаружении переменной в листинге программы интерпретатор автоматически создаст с таким именем переменную типа Double (вещественное число).

Интерпретатор пишу в 32-битной версии среды разработки «Lazarus» (язык программирования Паскаль). В ряпе конечно же есть зарезервированные слова: начало, конец, если, цикл. Но зарезервированные слова можно использовать в качестве имен переменных!

Свободно скачивайте и распространяйте, пишите программки, пишите мне о глюках. Только, пожалуйста, не делите на ноль!

ДОПОЛНЕНИЕ 2 (от 28 февраля 19:15 МСК): В скобках привожу латинские аналоги. Реализованы конструкции языка: начало (begin; начало цикла), цикл (cycle; конец тела цикла), если (if), = (присвоение).

Бинарные операторы: * (умножение), + (сложение), — (вычитание), / (деление), ^ (возведение в степень), % (процент), mod (остаток от деления на число), and (битовое И), xor (битовое исключающее ИЛИ), or (битовое ИЛИ), >> (битовый сдвиг вправо).

Унарные команды: ЛИнверт (LInvert; логическое инвертирование переменной), округлить (round; округление вещественного числа до целого числа), показать (show; отобразить имя и значение переменной)

Вот код для вычисления простых чисел:

P.S. На перспективу: — Механизм массивов.

— Вместо присвоения одной переменной можно написать формулу, в левой части которой может стоять не только переменная, но и операция с другой переменной.

— Анализ кода. Выдача подробных подсказок программисту.

— Автоматическое переформатирование кода в нужный стиль.

— Имя переменной можно сокращать. Интерпретатор сам определит, какую переменную из объявленных имели в виду.

— Иногда допускается, что между конструкцией языка (цикл, если) и переменной нет пробела.

— Любой код можно записать в одну строку.

— Объединение нескольких файлов кода в одном файле.

— Любое количество букв в названии конструкции языка.

Выберите отрасль для прокачки

Существуют три основных направления для программистов: фронтенд, бэкенд и мобильная разработка.

С фронтендом выбор очевиден. Здесь «рулит» JavaScript. Для этого языка создано множество мощных фреймворков. Также для разработки интерфейсов обязательно понадобится знание HTML и CSS.
В бэкенде по-прежнему актуален C++, хоть некоторые и торопятся списать его со счетов. Также в топе здесь Java и C#

Обратите внимание и на перспективные Kotlin, Golang и Python.
В области мобильной разработки всё зависит от платформы. Если IOS, то Swift, а если Android, то, в основном, Java. Развиваются и новые направления по созданию приложений с применением веб-технологий: HTML и JavaScript + CSS.
Наконец, если планируете работать с базами данных, то обязательно нужно изучать SQL.

Развиваются и новые направления по созданию приложений с применением веб-технологий: HTML и JavaScript + CSS.
Наконец, если планируете работать с базами данных, то обязательно нужно изучать SQL.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Setup Pro
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: