Титаны
Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян — Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион
, Кей
, Крий
, Япет
. Шесть дочерей: Тефида
(Вода), Тейя
(Блеск), Рея
(Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина
(Память), Феба
.
Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.
Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .
Циклопы
– три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния
Гекатонхейры
– «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.
Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .
Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.
Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду
(Раздор), Апату
(Обман), богинь насильственной смерти Кер
, Гипнос
(Сон-Кошмар), Немесиду
(Отмщение), Гераса
(Старость), Харона
(перевозчика умерших в подземное царство).
Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.
Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена
(Луна) и Эос
(Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей
(северный ветер), Нот
(южный ветер), Зефир
(западный ветер) и Эвр
(восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.
Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).
От этих титанов произошли другие:
Геспер
– бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом
Оры
– богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.
Хариты
– богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации
Римские боги дикой природы
Римляне почитали целый сонм мелких земледельческих божеств. Например, распахивая землю под паром, они молились Вервактору. Но из всех этих божеств наиболее почитаемой была богиня злаков Церера. Помимо богов земледелия, римляне поклонялись римским богам дикой природы. Латинский (римский) бог леса и пастбищ Фавн вырос из образа греческого Пана.
Ливия Друзилла, или Ливия Августа — жена Октавиана Августа, мать императора Тиберия – в образе богини Цереры. Лувр
Тем, кто заснул в священных рощах Фавна, во сне могло открыться будущее. Существовал и женский образ — богиня Фауна, которая считалась то женой, то сестрой, то дочерью Фавна. Фауну связывали с землей и богиней плодородия по имени Бона Деа — доброй покровительницей, к которой обращались главным образом женщины.
Греческие и римские боги: в чём схожесть
Римляне соседствовали с греками, которые жили в южной Италии и на Сицилии. Они многое переняли от греков в самых разных областях, в том числе и таких, как:
- архитектура
- литература
- искусство
- мифология
Рассказы греков о своих богах так понравились римлянам, что по воле людей стали римские 6оги также прекрасны внешне, как греческие, переняли их обязанности и присвоили себе все их приключения и истории — мифы.
Так, например, Юпитер стал у римлян верховным богом, как греческий — бог- громовержец Зевс. Его жена Юнона, как и жена Зевса Гера, взяла на себя покровительство семье и браку.
Римляне переняли греческую мифологию и всех греческих богов — вот почему у большинства античных богов два имени: одно греческое, а другое римское.
- Зевс стал Юпитером
- Гера превратилась в Юнону
- Посейдон – это Нептун
- Афина – это Минерва
- Арес – Марс
- Афродита – Венера
- Артемида – Диана
- Аполлон – Феб
- Дионис – Бахус
- Гефест – Вулкан
и так далее.
Однако их сходство не было абсолютным, поскольку у многих римских богов и богинь была собственная история и происхождение. Верховные божества — Юпитер, Юнона и Минерва, почитавшиеся в Риме, возможно имели этрусское происхождение.
Соединяя латинских и этрусских богов с греческими, римляне стремились узаконить и богов других народов, которых они знали. Египетские, фригийские, арабские и кельтские боги сливались с римскими божествами. Одни, например, Арсу — арабский бог войны, почитались лишь немногими. Другим, как фригийской богине-матери Кибеле, поклонялись по всей империи. За несколько лет сирийский бог солнца Элагабал стал едва ли не самым значительным богом в Риме.
Что такое римские боги?
Римская мифология — это орган культурных и познавательных сказок древних римлян. Религиозная система Рима имела дело в основном с литературой и искусством римлян. В римских мифах есть некоторые элементы сверхъестественного, но их часто считают историческими.
Греческая религия рано повлияла на римские мифы. Римские авторы в некотором роде переосмыслили истории о греческих богах, просто изменив их имена и назвав их в честь планет. Более того, римская религия также имеет связь с этрусской религией.
Для римлян, в отличие от греков, главной заботой были народные традиции и ритуалы. Их книги и комментарии включают религиозные культуры, правила, традиции, молитвы и процедуры поклонения. Боги были сильным символом силы и представляли нужды повседневной жизни.
Римские боги в основном похожи на своих греческих собратьев, только имея разные имена. Некоторые из главных божеств в римской мифологии включают Венеру; богиня любви Марс; бог войны Нептун; бог моря и так далее. Боги являются олицетворением военной мощи и храбрости, и поэтому в знак этого одеты в военную одежду.
Интересно отметить, что римские боги были раскрыты и перечислены в результате реальных наблюдений, сделанных римлянами. Кроме того, все ритуалы и процедуры были основаны на знаниях мира.
Религия в Древнем Риме
Римские боги имели огромное значение для древних римлян, бывших очень религиозными. Жизнь людей была заполнена большим количеством обрядов и церемоний, которые совершались в честь богов. Одной из важных особенностей религии в Древнем Риме была вера в то, что буквально весь окружающий мир населен многочисленными божествами, которые распоряжаются всеми происходящими в мире событиями.
Всё, что совершал человек, всё, что случалось с ним от рождения до смерти, непременно касалось какого-нибудь божества. Оно «отвечало» за успешный исход дела, и его надо было умилостивить жертвоприношениями и молитвой.
Капитолийская Триада, три важнейших бога в Древнем Риме: Юпитер, Юнона и Минерва, почитавшиеся в Капитолийском храме.
Главные боги греческого и римского пантеонов
Греческое имя
Римское имя
Описание
Афродита
Венера
Знаменитая, красивая богиня любви, награжденная яблоком раздора, которое сыграло важную роль в начале Троянской войны и для римлян, матери троянского героя Энея.
Аполлон
Аполлон
Брат Артемиды/Дианы, разделяемый как римлянами, так и греками .
Арес
Марс
Бог войны и для римлян, и для греков, но так разрушительный, он не был очень любим греками, хотя Афродита любила его. С другой стороны, им восхищались римляне, где он был связан с плодородием, а также с военными и очень важным божеством.
Artemis
Диана
Сестра Аполлона, она была богиней охоты. Как и ее брат, ее часто объединяют с божеством, отвечающим за небесное тело. В ее случае луна; в ее брате солнце. Несмотря на то, что она была богиней-девственницей, она принимала участие в родах. Хотя она охотилась, она также могла быть защитником животных. В целом она полна противоречий.
Афина
Минерва
Она была девственной богиней мудрости и ремесел, связанной с война, как ее мудрость, привела к стратегическому планированию. Афина была богиней-покровительницей Афин. Она помогла многим великим героям.
Деметра
Церера
Плодородие и мать богиня связана с выращиванием зерна. Деметра связана с важным религиозным культом, Элевсинскими мистериями. Она также является законодательницей.
Аид
Плутон
В то время как он был король подземного мира, он не был богом смерти. Это оставалось Танатосу. Он женат на дочери Деметры, которую похитил. Плутон – обычное римское имя, и вы можете использовать его для пустякового вопроса, но на самом деле Плутон, бог богатства, является эквивалентом греческого бога богатства по имени Дис..
Гефест
Вулкан
Римская версия имени этого бога была одолжена геологической явление, и он требовал частого умиротворения. Он бог огня и кузнеца для обоих. В рассказах о Гефесте он изображен хромым мужем-рогоносцем Афродиты.
Гера
Юнона
Богиня брака и жена царя богов Зевса.
Гермес
Меркурий
Многогранный посланник богов, а иногда и бог-обманщик и бог торговли
Гестия
Веста
Было важно поддерживать огонь в очаге, и он был владением этой богини-домохозяйки. Ее римские жрицы-девственницы, весталки, были жизненно важны для благосостояния Рима
Кронос
Сатурн
Очень древний бог, отец многих других. . Кронос или Кронос известен тем, что проглатывал своих детей, пока его младший ребенок, Зевс, не заставил его срыгнуть. Римская версия гораздо мягче. Фестиваль Сатурналий отмечает его приятное правление. Этот бог иногда ассоциируется с Хроносом (временем).
Персефона
Просерпина
дочь Деметры, жены Аида, и другой богини, важной в религиозных мистериальных культах.
Посейдон
Нептун
Бог моря и источников пресной воды, брат Зевса и Аида. Он также связан с лошадьми.
Зевс
Юпитер
Бог неба и грома, главный босс и один из самые беспорядочные из богов.
Малые боги греков и римлян
Греческий Имя | Римское имя | Описание |
---|---|---|
Эриния | Фурии | Фурии были тремя сестрами, которые по велению богов стремились отомстить за зло. |
Эрис | Discordia | Богиня раздора, создавшая проблемы, особенно если вы были достаточно глупы, чтобы игнорировать ее. |
Эрос | Купидон | Бог любви и желания. |
Мойра | Parcae | Богини судьбы. |
Хариты | Gratiae | Богини очарования и красоты. |
Гелиос | Сол | Солнце, титан и двоюродный брат или двоюродный брат Аполлона и Артемиды. |
Horai | Horae | Богини времен года. |
Пан | Фавн | Пан был козлоногим пастырем, носителем музыки и богом пастбищ и лесов. |
Селена | Луна | Луна, титан и двоюродная бабушка или кузина Аполлона и Артемиды. |
Тихе | Фортуна | Богиня случая и удачи. |
Древние источники греческих и римских богов
Великие греческие эпосы , «Теогония» Гесиода и «Илиада» и «Одиссея» Гомера предоставляют большую часть основной информации о греческих богах и богинях. Драматурги добавляют к этому и придают больше смысла мифам, упоминаемым в эпосах и другой греческой поэзии. Греческая керамика дает нам визуальные подсказки о мифах и их популярности.
Древнеримские писатели Вергилий в его эпопее «Энеида» и Овидий в его «Метаморфозах» и «Фасти». , вплетают греческие мифы в римский мир.
Источники и дополнительная литература
- Ганц, Тимоти. «Ранний греческий миф». Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса. 1996.
- «Греческие и римские материалы». Коллекция Персея . Медфорд, Массачусетс: Университет Тафтса.
- Крепко, Робин. «Справочник Рутледжа по греческой мифологии». Лондон: Рутледж, 2003.
- Хорнблауэр, Саймон, Энтони Спофорт и Эстер Эйдиноу, ред. «Оксфордский классический словарь». 4-е изд. Oxford: Oxford University Press, 2012.
- Смит, Уильям и Г.Э. Мариндон, ред. «Классический словарь греческой и римской биографии, мифологии и географии». Лондон: Джон Мюррей, 1904.
Римские боги сельской природы
Жители древней Италии почти все были земледельцами. Поэтому и римские боги были земледельцами. Они помогали людям пахать и сеять, растить и собирать урожай, боги заботились о приросте и здоровье домашнего скота. Собираясь сеять, римские земледельцы жертвовали чашу вина и немного жареного мяса богу Юпитеру. Перед сбором урожая они приносили богине хлебных злаков Церере в жертву свинью, а также совершали жертвоприношения Юпитеру и Юноне.
Юпитер и Теллус были «великими родителями, без помощи которых ничто не растет». Бахус помогал созреть винограду. Робиг и Флора отводили болезни от деревьев и позволяли им принести плоды. Минерва защищала оливковые деревья. Венера считалась богиней сада, а Лимфа — богиней источников, обеспечивавших орошение. Наконец, Бонус Эвентус, бог благоприятной судьбы, приносил удачу, без которой самый тяжелый труд не приводил ни к каким результатам.
Флора почиталась как богиня цветов и весны. По утверждению поэта Овидия (около 43 г. до н. э.), сначала она была нимфой Хлорие. Ее полюбил западный ветер Зефир, и от его нежного поцелуя она превратилась во Флору. Ее дыхание распространяет цветы по всей земле.
Публий Овидий Назон. Автор знаменитой книги «Метаморфозы». В книгу входят сюжеты о превращениях из греческой и римской мифологии, фольклора и исторических легенд; они излагаются в «исторической» последовательности: от времен «сотворения мира» .
Если Флора была богиней цветения, то Помона — богиней плодов. Она стала женой Вертумна — этрусского божества смены времен года, его почитали в Риме как бога фруктовых садов.
Церера глубоко почиталась наравне с Теллус, она же Теллура, которую также называли «Теrrа Маter» — «мать-земля». Существовало поверье, что она нашла зерна пшеницы и дала их Триптолему для раздачи людям – у греков известен такой же миф о Деметре. Во время голода в 496 г. до н. э. к Церере взывали, как к греческой богине Деметре.
Фавн и Сильван были богами леса, охоты и земледелия. Сильван, обычно изображавшийся с тремя нимфами — их звали сильванами, — считался богом расчищенных и засеянных полей. Бог леса дикий и неистовый Фавн был также богом пророчеств и плодородия.
Сравнительная таблица
Сравнительная таблица греческих богов и римских богов
Греческие боги
Римские боги
Описание
Боги в греческой мифологии, т.е. сборник рассказов или мифов древних греков об их богах, героях и мире природы.
Боги в римской мифологии, т.е. мифологические представления о богах в городе Древнего Рима.
Временной период
Илиада распространена за 700 лет до римской цивилизации
Нет точной даты начала цивилизации.
Пришел через 1000 лет после греков.
Литературный источник
Греческие мифы записаны в книге Гелии «Илиада».
Римские мифы записаны в книге Энеиды.
Происхождение мифологии
Неизвестный.
Многие римские боги заимствованы из греческой мифологии и мифы о римском творении у греков.
Природа богов
Боги и богини, основанные на человеческих личностных качествах, таких как Любовь, Честь, Ненависть, Достоинство, а также их роли в жизни, определяемые тем, кем они были богом: Зевс: Небо / Погода, Аид: Подземный мир, Посейдон: Море, Водный спорт и др.
Божества названы в честь предметов, а не черт человеческой личности.
загробная жизнь
Важность физической жизни на земле, а не возможность загробной жизни.
Смертные совершали добрые дела на земле, чтобы быть вознагражденными в загробной жизни. Они стремились завоевать свое место среди небесных богов в загробной жизни.
Черты
Поскольку боги основывались на человеческих качествах, у каждого из них были характеристики, определяющие их действия.
Боги и богини не зависят от пола, поэтому их индивидуальные характеристики не были центральными в мифах.
Роль смертных
Божества были важны для развития жизни, но смертные были так же важны, как и их вклад в общество, который в конце концов имел значение.
Мифы коренятся в смелых, героических делах богов, а не смертных, так как жизнь после смерти не имела значения.
Действия смертных и богов
Индивидуализм: действия индивида имели больше последствий, чем действия группы.
Не индивидуалист.
Выявленные черты
Творчество важнее физических работ
Они почитали поэта.
Ориентирован на действия, а не слова. Они почитали воина как священного.
Физические формы
У греческих богов были прекрасные тела, в которых великолепные мышцы, глаза и волосы улучшали бы их внешний вид.
Боги не имели физического облика — представлены только в воображении людей.
Божества с берегов Нила
Основной культурой, из которой римляне заимствовали своих божеств, была древнегреческая. Но с расширением римских границ регионов, с которыми осуществлялся взаимный обмен, становилось всё больше и больше, и чтобы умилостивить местных властителей, римляне стали совмещать собственный пантеон с уже существующими. В таблице представлены соответствия между древнегреческими, египетскими и римскими божествами.
Римское божество | Соответствие в греческом пантеоне | Соответствие в египетском пантеоне |
Юпитер | Зевс | Амон |
Юнона | Гера | Исида |
Венера | Афродита | Нефтида |
Вулкан | Гефест | Фта (Пта) |
Сатурн | Кронос | Геб |
Плутон | Аид | Осирис |
Пан | Фавн | Мендес |
Для детей, школьников и подростков — это захватывающие приключения в мире, населённом волшебным существами, богами и героями, а для серьёзных исследователей — свидетельство культурных изменений в античном мире и источник информации о быте и жизни древних римлян, их системе ценностей и мировоззрении.
Древние боги Рима: список с описанием
Античная культура всегда привлекала человечество. После мрачного периода Средневековья люди обратились к достижениям Древней Греции и Древнего Рима, пытаясь постичь их искусство, отношение к жизни. Эпоха, следующая за Средневековьем, стала называться Ренессансом (Возрождением). Обращались к античности деятели культуры и искусств и в эпоху Просвещения. Так можно сказать почти о каждом историческом отрезке существования человечества. Так что же так привлекает нас в античных Греции и Риме? Более всего нам известны мифы и легенды, содержащие глубокие основы морали. Героями мифов становятся люди, фантастические существа и, конечно, боги.
Любовь и война
Имя богини Венеры использовалось римлянами в качестве замены слову «любовь». Как и её греческая версия, Афродита, римская Венера была воплощением красоты и нежности, покровительствовала весне и пробуждению природы. Но для Империи богиня также была родоначальницей, её потомками считались троянский герой Эней, от которого произошёл народ Рима, и даже Юлий Цезарь. Кроме того, прекрасная Венера не оставляла своих людей и во время военных действий — её считали приносящей победу и удачу.
Римский Марс коренным образом отличался от своего греческого прототипа. Кровожадный, буйный и неуправляемый Арес внушал грекам страх, его почитали, ему приносили жертвы и подношения, но не любили. Марс же, первоначально защищавший людей и их земли от напастей естественного происхождения (засухи, пожара, наводнения), с началом римских завоеваний трансформировался в военного покровителя народа, символ мужества и воинской добродетели.
Основные божества
При подготовке доклада, посвященного римской мифологии, следует обязательно кратко описать основных представителей пантеона. Во многом эти боги имеют греческое происхождение, поменяли только имена, сохранив функции и легенды. Вот краткая информация о божествах:
- Юпитер — верховный бог, громовержец, грозный покровитель не только людей, но и прочих богов. В Греции известен под именем Зевс.
- Юнона (Гера) — верховная богиня, супруга Зевса, покровительница семейных отношений.
- Нептун — покровитель стихии воды, соответствовал Посейдону.
- Венера (Афродита) — богиня любви и чувственного наслаждения.
- Диана (Артемида) — дева-охотница.
- Марс (Арес) — повелитель кровопролитных боев.
- Вулкан (Гефест) — покровитель кузнечного ремесла.
- Меркурий (Гермес) — легкомысленный и жуликоватый бог торговли.
- Минерва (Афина) — богиня справедливой войны, мудрости, ремесла.
Основным богом пантеона (сообщества всех божеств) является Юпитер, именно в его власти были судьбы не только людей, но и бессмертных небожителей. Каждый бог отвечал за какое-то определенное природное или социальное явление, например, Марс и Минерва покровительствовали военным действиям, а водной стихией заведовал седобородый Нептун.
Пламя и очаг
Огонь как природная сила и необходимый элемент жизнедеятельности обожествлялся людьми с самых древних пор. Основными представителями огненной стихии в Древнем Риме были Вулкан и Веста, которым в Древней Греции соответствовали Гефест и Гестия.
Кузнец богов, Вулкан, олицетворял собой творчество, трудолюбие и силу, а также мощь подземного огня. От прекрасных, вечно юных небожителей он отличался непривлекательной внешностью — его изображали хромым, перепачканным сажей. Местами его обиталища становились мастерские в глубине вулканов, где кузнец со своими подмастерьями-циклопами изготавливал бесценные артефакты. Именно он выковал молнии Юпитеру, крылатые сандалии — Меркурию и колесницу — богу Солнца Солу (в греч. мифологии — Гелиосу).
Богиней мирного пламени и домашнего очага была Веста, возглавлявшая домашних богов-покровителей. Впоследствии к её обязанностям добавилась защита городов и общественных союзов. Культ Весты был одним из самых строгих в римской религии. Жрицам-весталкам предписывалось хранить целомудрие в течение 30 лет, в их функции входило поддержание вечного огня в святилищах богини. За нарушение обетов жрицам грозила смерть посредством погребения заживо.
Примечания
- John North, Roman Religion (Cambridge University Press, 2000) pp. 4ff.
- П.П. Гнедич. История искусств / В. Е. Татаринов.. — 1-е изд. — Эксимо, 2011. — С. 131. — 848 с. — ISBN 978-5-669-18653-2..
- North, Roman Religion, pp. 4—5.
- North, Roman Religion, p. 4.
- T.P. Wiseman, Remus: A Roman Myth (Cambridge University Press, 1995), p. xiii.
- T.P. Wiseman, The Myths of Rome (University of Exeter Press, 2004), preface (n.p.).
- ↑ Wiseman, The Myths of Rome, preface.
- Alexandre Grandazzi, The Foundation of Rome: Myth and History (Cornell University Press, 1997), pp. 45-46.
- J.N. Bremmer and N.M. Horsfall, Roman Myth and Mythography (University of London Institute of Classical Studies, 1987), pp. 49-62.
- Bremmer and Horsfall, pp. 63-75.
- Bremmer and Horsfall, pp. 76-88.
- Bremmer and Horsfall, pp. 89-104; Larissa Bonfante, Etruscan Life and Afterlife: A Handbook of Etruscan Studies (Wayne State University Press, 1986), p. 25.
- Bremmer and Horsfall, pp. 105—111.
- Moses Hadas, A History of Latin Literature (Columbia University Press, 1952), p. 15 . books.google.com. Дата обращения: 14 января 2019.
- C.O. Brink, Horace on Poetry. Epistles Book II: The Letters to Augustus and Florus (Cambridge University Press, 1982), p. 64 . books.google.com. Дата обращения: 14 января 2019.
- Cicero, De domo sua 138.
- Jerzy Linderski, «The libri reconditi,» Harvard Studies in Classical Philology 89 (1985) 207—234.
- Georg Wissowa, De dis Romanorum indigetibus et novensidibus disputatio (1892), full text (in Latin) . books.google.com. Дата обращения: 14 января 2019.
- Arnaldo Momigliano, «From Bachofen to Cumont, » in A.D. Momigliano: Studies on Modern Scholarship (University of California Press, 1994), p. 319; Franz Altheim, A History of Roman Religion, as translated by Harold Mattingly (London, 1938), pp. 110—112; Mary Beard, J.A. North and S.R.F. Price. Religions of Rome: A History (Cambridge University Press, 1998), vol. 1, p. 158, note 7.
- William Warde Fowler, The Religious Experience of the Roman People (London, 1922) pp. 157 and 319; J.S. Wacher, The Roman World (Routledge, 1987, 2002), p. 751.
Индигеты и новенсайды
С незапамятных времен увлекательные легенды были частью всемирной истории наряду с мифами. Таким образом, общества были очарованы этими фактами, как и в случае с римской мифологией. Это был продукт сближения концепций и множества культур, которые образовали регион Древнего Рима.
Богам римской мифологии поклонялись до тех пор, пока не существовало иудео-христианская вера. Таким образом, они уходят своими корнями в свою собственную историю и свое общество, но также и под влияние других мифологий, таких как греческая и финикийская.
Таким образом, римская вера, из которой произошли их боги, была сосредоточена на наборе сверхъестественных принципов, которые менялись с течением времени, когда они занимали земли и интегрировали теологические или сверхъестественные верования завоеванных культур.
Так первые рассказы о богах римской мифологии относились прежде всего к историческим преданиям об их основании и упрочении как народа.
Древнеримские церемониальные действия четко различали две группы первоначальных богов римского государства: ди Индигеты, чье имя и существование были подсказаны именами старейших жрецов и праздниками календаря.
Эти боги индигетес показывают, что римский народ и его цивилизация не только занимались земледелием, но и часто были снаряжены для битвы или войны. У них были божества для всех обычных потребностей существования, с ритуалами, связанными с различными практиками, проводимыми римским обществом.
С другой стороны, есть нинсайды, которые были более поздними божествами, чьи культы были распространены в городе в исторический период, как правило, в известную дату, и это было связано с какой-то конкретной ситуацией в данный момент.
В дополнение к di indigetes ранние римские божества включали ряд так называемых особых богов, имена которых призывались при выполнении различных задач, таких как сельское хозяйство. Эти божества могут быть перечислены под общим термином вспомогательных или богов-помощников, призываемых вместе с главными божествами.
В другом аспекте есть чужеземные боги, которые были созданы новыми землями, присвоенными римлянами, поскольку с известными современными цивилизациями некоторые божества также стали поклоняться и были ими быстро приняты.
Мифы и легенды мира
19 — Веста
Она была богиней огня очага, который понимался как центр дома римлян. Он принадлежал к группе Dii Consentes, так как он был одной из главных фигур в пантеоне латинос.
Его культ был одним из самых важных в римской религии, и в нем приняли участие Великий Понтифик и Весталы, которые были девственными жрицами, посвятившими свою жизнь служению этой богине..
Vestals должны принадлежать к важным семьям и были заказаны в 10 лет. Его работа состояла в том, чтобы держать огонь Весты в огне. Этот огонь представлял ту же богиню, и если он погаснет, это будет позором для всех жителей Рима.
Его культ был введен в город его собственным основателем, Ромуло. Священным животным богини был осел, а в Vestalias, празднествах в честь божества, эти животные несли венки из цветов и не работали.
Веста была одной из дочерей Сатурна и Опса. Она также считалась богиней верности и сердца.
Невидимые покровители
Помимо богов различного толка, в римской мифологии также существовали и божественные силы, непосредственно влиявшие на судьбы людей и отождествлявшиеся с определёнными явлениями природы и социальных взаимоотношений. Эти божественные силы назывались духами и в зависимости от своих способностей классифицировались по определённым группам:
Гении считались личными покровителями человека, способствовали его благополучию, склоняли его к добрым поступкам и охраняли от зла и бед.
Пенаты и лары были воплощениями душ предков, продолжавших и после смерти защищать собственный род. Культ семейных духов был особо почитаем у римлян: в каждом доме находились маленькие домашние святилища, посвящённые предкам
Ларам и пенатам приносились жертвы и дары за каждое важное событие в жизни семьи (рождение детей, свадьба, смерть, отъезд и возвращение хозяина и т. д
).
Лемуры и лавры также были духами умерших, но в отличие от ларов считались злыми существами, приносившими людям беды, горести и болезни.
https://youtube.com/watch?v=_YwC_D3XLek
Дополнительно: 21 — Рим
Римляне любили воссоздавать в своем пантеоне те вещи, которые они считали важными, поэтому в них входила богиня по имени Рим, которая представляла римское государство. Некоторые спорят, была ли фигура Рима женской фигурой в шлеме или это была амазонка.
Другие считают, что Рим был не богиней, а скорее гением, то есть духом, который защищал город, государство и его людей..
Однако с расширением Римской империи культ Рима также расширил свои границы, чтобы сплотить жителей отдаленных земель и заставить их почувствовать себя частью великого существа..
Муссолини воспользовался древней фигурой богини Ромы, а также государством и империей, чтобы вызвать национализм в итальянском народе..
Религия Нумы Помпилия
Хотя Древний Рим представляется прежде всего пышным и прекрасным городом, жители империи подчеркивали земледельческий характер своей культуры. Многие горожане мечтали распроститься с городской жизнью и переехать жить в сельскую местность. Поэты воспевали деревенскую жизнь, которая была отражена в мифах. Старая земледельческая религия латинских племен называлась «религией Нумы Помпилия» в честь царя, который принял власть от основателя Рима Ромула. Нума Помпилий (715-679 гг. до н. э.) стал основателем римской религии.
Портрет Нумы Помпилия на аверсе монеты Кальпурния Пизона
Нума Помпилий был выбран после смерти основателя Рима Ромула и стал, таким образом, вторым царём Рима. Его реформаторская деятельность оказала огромное влияние на всю последующую историю. Достаточно сказать, что при нём был реформирован календарь, на основе которого впоследствии был создан юлианский календарь. Добавлены были два новых месяца – январь и февраль в честь богов Януса и Феба, и количество дней в году стало равняться 355. До этого год состоял из 10 месяцев.
Нума Помпилий ввёл разделение по роду занятий, то есть учредил, по сути, цеховую принадлежность. Ремесленники объединялись по профессии, имели свои собрания, где могли обсуждать насущные проблемы и имели даже свои религиозные обряды.
А в части религиозного культа второй римский царь произвёл настоящую революцию. Перечислим, что именно было при нём сделано в этой области:
- Введено почитание бога границ Термина. Это явилось продолжением важнейшей государственной деятельности Нумы по межеванию земель.
- Введено почитание богини мира Фидес. Это продолжение миролюбивой политики царя. Во времена его правления вооружённых конфликтов не было. Можно сказать, что он был самый миролюбивый римский царь за всю римскую историю.
- Введено поклонение богине Весте. Для служения ей учреждены специальные должности весталок.
- В части учреждения жреческих должностей – не только весталки получили, так сказать, официальный статус. Также появились жрецы для служения Юпитеру, Марсу и Квирину.
- Более того, были введены должности понтификов и фециалов – это члены особенных жреческих коллегий, так сказать, высший совет по делам религий при царе.
- Реформа в части жертвоприношений – человеческие жертвы запрещены, вместо этого ввели бескровные жертвоприношения.