Парные согласные
Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
Зв. | |||||||||||
Гл. |
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Согласные
Согласными, так же как и в случае с гласными, бывают не только буквы, но и звуки. Чтобы научиться отличать эти два понятия, нужно уметь разграничивать определение буквы и звука.
Буквы
В отличие от гласных, согласных букв больше (21 штука), да и по способу образования они от них отличаются. Это связано с фонетическими особенностями языка.
Так же, как и в случае с гласными, одна согласная буква может обозначаться несколькими звуками, поэтому их число не совпадает. Ниже приведена таблица, в которой представлены согласные буквы и звуки.
Буква | Звук | Пример |
Б | —
— |
булка – белка
гриб – зыбь |
В |
— — |
волк – вечность
уловка – плавь |
Г | —
— |
горох – гиря
снег – легкий |
Д | —
— |
дом – дятел сброд – гвоздь |
Ж | жук | |
З | — | зной — зима |
Й | йогурт | |
К | — | клоун – килька |
Л | — | луна – люк |
М | — | машина – мелочь |
Н | — | ночь – небо |
П | — | путник – петля |
Р | — | рыба – речка |
С | — | слон – серёжка |
Т | — | туфли – тир |
Ф | — | фауна – филин |
Х | — | хорёк – хек |
Ц | цапля | |
Ч | чашка | |
Ш | шуба | |
Щ | щука |
В некоторых словах буквы ч и щ могут произноситься как звук . Такое произношение характерно для сочетаний щн, чт, чт, например, помощница, чтобы, конечно.
Звуки
Единица речи, состоящая из шума и голоса или просто из шума, который возникает из-за того, что при произношении воздух сталкивается с препятствием в виде зубов, нёба или губ, называется согласным звуком. Их насчитывают больше, чем букв – 36. Из таблицы, приведенной выше, видно почему так происходит: потому что одна буква может обозначать сразу два звука.
Они могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если у звука есть пара по мягкости или твердости, по глухости или звонкости – такие звуки называют парными.
Признаки
Отличить согласный от гласного можно по нескольким признакам:
- он образован только шумом или шумом в сочетании с голосом;
- при его произнесении воздух проходит сквозь преграду в виде губ, зубов, неба или языка;
- он не может самостоятельно образовать слог, это возможно только при присоединении гласного.
Кириллица
Приступая к расшифровке, следует пользоваться таблицами соответствия букв и чисел, основанными на исследованиях А. Киселя, Каиро, C. Вронского в области нумерологии. Таблицы различны для символов русского и латинского алфавитов, однако алгоритмы подсчета аналогичны. Порядок действий при свертывании прост: 1. Разложив фамилию, имя, отчество на буквы, слагающие их, установите соответствие с числами из таблиц, приведенными ниже. 2. Сначала сложите найденные цифры, после — разряды десятков и единиц. В итоге вы получите ряд из трех натуральных чисел. Базовой цифрой имени будет являться их сумма. Ниже приведена таблица для расшифровки русских букв.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З |
И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ |
Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок
Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку
Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Особенности некоторых букв английского алфавита.
В алфавите английского языка 26 букв
: 20 согласных и 6 гласных.
Гласные буквы — это A, E, I, O, U, Y.
В английском языке есть несколько букв, на которые мы хотим обратить особое внимание, поскольку у них есть определенные особенности, которые нужно учитывать при изучении алфавита
- Буква Y
в английском языке может читаться как гласный и как согласный звук. Например, в слове «yes» — это согласный звук (й), а в слове «many» — гласный звук (и). - Согласные буквы в словах, как правило, передают только один звук. Буква X
— исключение. Она передается сразу двумя звуками — (кс). - Буква Z
в алфавите по-разному читается в британском и американском вариантах (как вы уже наверняка заметили в таблице). Британский вариант — (зед), американский вариант — (зи). - Отличается и произношение буквы R
. Британский вариант — (а), американский вариант — (ар).
Чтобы убедиться в том, что вы правильно произносите английские буквы, мы рекомендуем не только посмотреть на них и прочитать (при помощи транскрипции или русского варианта), но и слушать. Для этого советуем вам найти и прослушать ABC-song
. Эта песенка обычно используется при обучении детей алфавиту, но и для взрослых она может стать полезной. ABC-song очень популярна в обучении, она существует в различных вариациях. Если спеть ее с диктором несколько раз, то можно не только проверить правильность произношения букв, но и легко запомнить алфавит вместе с мелодией.
Слушать песенку про английский алфавит:
Характеристика, чем различаются, фонетика
Основная разница между звуками заключается в их роли в создании слова. Вершиной слова является гласный звук, ему сопутствует согласный. Также они различаются по участию шума и голоса в их образовании.
10 гласных букв создают 6 гласных звуков, так как некоторые звуки могут обозначаться несколькими буквами: — а, я; — е, э; — о, ё; — у, ю. Разделяются гласные на безударные и ударные, выделяют йотированные гласные.
36 согласных звуков создает 21 согласная буква, так как некоторые буквы (б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х) обозначают два звука. Различают глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие.
Не определяются звуками в русском алфавите 2 буквы:
- «ъ» (твердый знак);
- «ь» (мягкий знак).
Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.
Характеристики звуков используются при фонетическом разборе. Для каждого из них при этом указывается соответствующий его звучанию признак.
Ударные и безударные, йотированные гласные
Ударную гласную слова произносят с большей длительностью и силой. Ударной называется гласная, находящаяся в слове под ударением, безударными считаются остальные гласные в слове.
Отдельно выделяют йотированные гласные. Это буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука. Запоминать их лучше парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю. Йотированной гласная считаются если она:
- расположена в начале слова;
- расположена после другой гласной;
- расположена после «ь» или после «ъ».
Звонкие и глухие согласные
Разделяются согласные звуки на глухие и звонкие.
- глухие состоят лишь из шума: , , , , , , , , , ;
- звонкие состоят из голоса и шума: , , , , , .
Твердые и мягкие согласные
Согласные буквы характеризуются как мягкостью, так и твердостью звука. Определить его мягкость или твердость помогает буква, следующая за согласным. Мягкость согласного обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Звуки , , всегда твердые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные е или ё. Звуки , , всегда мягкие.
Парные и непарные согласные
Существует характеристика парных и непарных согласных.
Непарные:
- й, л, м, н, р — звонкие;
- x, ц, ч, щ — глухие.
Парные по звонкости-глухости:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с;
Чтение гласных на английском языке
-
Когда мы говорили об ударении, ритме и интонации, характерных для английской речи, мы не упомянули тот факт, что все эти качества проявляются благодаря наличию гласных букв в языке.
Как вы помните, гласные буквы – это те, которые можно пропеть. В английском языке это a, e, i, o, u, y.
Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению правил чтения этих гласных, необходимо обрисовать 4 базовых типа чтения, в соответствии с которыми возможны разные варианты произношения.
Таблица 1. Правила чтения в английском языке. Гласные буквы
Тип чтения гласной
Расположение гласной в слове
Тип 1. Гласная читается так же, как в алфавите. Эта гласная стоит в слове под ударением
На конце слова при условии, что эта гласная – единственная в слове (bad, pot)
Перед одной согласной, за которой следует нечитаемая гласная (tune)
Тип 2. Гласная читается кратко.
Перед конечной согласной в односложном слове (but, let, rob)
Перед 2-3 согласными (bottle, butter, letter)
Тип 3.
Гласная стоит перед буквой r
(Bar, stir, fur)
Тип 4. Гласная стоит перед буквой r, за которой следует еще одна гласная
(Bare, mere, store)
Далее условно мы будем каждый тип чтения, чтобы каждый раз не возвращаться к этой таблице, обозначать цифрой в скобках:
(1), (2), (3), (4).Таблица 2. Правила чтения английских гласных букв
A, a
(1) tale, bake
(2) plan, fat
(3) star, far
(4) parents, bare
E, e
(1) me, Pete
(2) pet, get
(3) prefEr, vermin
(4) mere, here
Исключения: there,
whereI, i
(1) mine, file
(2) in, it
(3) stir
(4) fire, desire
O, o
(1)
no, pole(2) dot, Bob
(3) port, resort
(4) more, adore
U,u
(1)
tune, refuse(2) cut, mum
Исключение:
put(3) fur, turn
(4) pure, lure
Y, y
(1)
type,(2) gym
(3) myrtle
(4) tyre
В начале слова перед гласной читается как : yummy, yesterday, yawn.
- Часть 1. Ударение, ритм, интонация
- Часть 2. Чтение гласных
- Часть 3. Буквосочетания с гласными
- Часть 4. Согласные
наверх
Согласные буквы и звуки русского алфавита
Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.
Всего в русском языке 21 согласная буква:
б | в | г | д | ж | з | й |
к | л | м | н | п | р | с |
т | ф | х | ц | ч | ш | щ |
Ещё одна характерная особенность согласных — их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с, ф, ш, щ), но «пения» не получится.
Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к, с или частицей б, это некоторые иноязычные имена собственные (Крч — район Праги; армянское имя Мкртч, которое в русском языке иногда пишут с гласной — для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс.
Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.
Звонкие и глухие согласные
Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом — называются звонкими.
Звонкие согласные | б | в | г | д | ж | з | л | м | н | р |
Глухие согласные | к | п | с | т | ф | х | ц | ч | ш | щ |
Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например , и т. д.
Парные и непарные согласные
Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными. Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными.
Парные звонкие и глухие | Непарные звонкие | Непарные глухие |
---|---|---|
б — п | л | х |
в — ф | м | ц |
г — к | н | ч |
д — т | р | щ |
ж — ш | й | |
з — с |
Мягкие и твёрдые согласные
Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).
Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж, ц, ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й, ч, щ — мягкое.
В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.
Если согласная сопровождается буквами а, о, у, э, ы, ъ — тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.
Если же согласная сопровождается буквами е, ё, и, ю, я, ь — тогда её звучание будет мягким.Видео урок
Шипящие и свистящие согласные
Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж, ш, щ, ч, которые называют шипящими согласными.
Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з, с, ц – свистящие.
Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.
Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов
По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей
Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции
Что есть алфавит и с чего всё началось?
Знакомое нам с детства слово пришло из Греции, и сложено оно из двух греческих буковок – альфа и бета.
Вообще древние греки оставили огромный след в истории, не обошлось без них и здесь. Они приложили много усилий, чтобы распространить письменность по всей Европе.
Однако, многие учёные до сих пор спорят, кто бы первым, и в каком году это было. Считается, что первыми применять согласные буквы стали финикийцы ещё во 2 тысячелетии до нашей эры, и только потом греки позаимствовали у них алфавит и добавили туда гласных. Это было уже в 8 веке до нашей эры.
Такая греческая письменность и стала основой алфавита у многих народов, в том числе и у нас, славян. А ещё в числе самых древних стоят китайский и египетский алфавиты, которые появились от превращения наскальных рисунков в иероглифы и графические символы.
А как же наша, славянская азбука? Ведь мы не пишем сегодня на греческом! Всё дело в том, что Древняя Русь стремилась укреплять экономические и культурные связи с другими странами, а для этого нужно было письмо. Да ещё и в русское государство стали привозить первые церковные книги, так как из Европы пришло христианство.
Нужно было найти способ донести до всех русских славян, что такое православие, создать свою азбуку, перевести церковные труды на читаемый язык. Такой азбукой стала кириллица, а создана она была братьями, в народе именуемыми «солунскими».
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»
Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков
После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок
Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил
Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Превращения русского алфавита
Созданная Кириллом и Мефодием славянская азбука состояла из 43 букв.
Они появились путем прибавления к греческой азбуке (а в ней было 24 буквы) заново придуманных 19 знаков. После появления кириллицы в Болгарии – центре славянской письменности – появляется первая книжная школа, начинают активно переводить богослужебные книги.
Постепенно старославянский алфавит приходит в Сербию, а в Древней Руси он появляется в конце X века, когда русский народ принимает христианство. Вот тогда-то и начинается весь долгий процесс создания и усовершенствования русского алфавита, которым мы пользуемся сегодня. Вот что интересного было.
Судьба у «Ё» непростая:
- в 1904 её употребление было желательным, но совсем необязательным;
- в 1942 приказом органа просвещения она была признана обязательной для школы;
- в 1956 ей были посвящены целые параграфы правил русской орфографии.
Сегодня употребление «Ё» важно, когда можно перепутать значение написанных слов, например вот здесь: совершенный и совершённый, слёз и слез, нёбо и небо
В результате у нас сегодня 33 красавицы, которые учат нас читать и писать, открывают нам новый мир, помогают быть образованными, чтобы изучать родной язык и уважать свою историю.
Уверена, что все эти 33 буквы вы уже давно знаете и никогда не путаете их местами в алфавите. А не хотите ли попытаться выучить и старославянскую азбуку? Вот она, ниже на видео)
Ну вот, в вашей копилке проектов на одну интересную тему стало больше. Делитесь самым интересным с одноклассниками, пусть они тоже знают, откуда пришёл к нам русский алфавит. А я с вами прощаюсь, до новых встреч!
Успехов в учебе!
Евгения Климкович.
Буква
— это письменный знак, с помощью которого обозначается определённый звук. Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква Г
в слове кругом
обозначает звук , а в слове круг
— звук .
Все буквы, используемые в письменной речи и расположенные в принятом порядке, называются алфавитом
.
Русский алфавит содержит 33 буквы. Буквы делятся на большие (заглавные) — А, Т, Ж
, и маленькие (строчные) — а, т, ж
. У каждой буквы есть название: А
— а, Т
— тэ, Л
— эль, К
— ка и так далее, определённое место в алфавите и собственное начертание, отличающее её от остальных букв.
§5. Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.
Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: и – звонкие, а и – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.
Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: — , — и другие. Таких пар 11.
Пары по глухости-звонкости: и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и .
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости — глухости. Например, у звуков , , , , нет глухой пары, а у и – звонкой.
Непарные по глухости-звонкости
Звонкие непарные: , , , , , , , , . Ещё их называют сонорными.
Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя, проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.
У сонорных есть две важные особенности:
1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. .
Глухие непарные: , , , , .
Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?
Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:
Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)
Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)
Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый звонкий, но и мягкий тоже, не только , но и и т. д.
Звуки речи.
Наша речь состоит из слов. В каждом слове есть две стороны: смысловая и звуковая. Со стороны звуковой слово распадается на отдельные звуки речи. Звуки речи мы произносим благодаря работе лёгких, гортани, мягкого нёба, языка и губ (см. рис. 1).
Когда мы говорим, мы выдыхаем из лёгких воздух. Воздух из лёгких по дыхательному горлу проходит в гортань. Гортань представляет собой своего рода музыкальный инструмент сложного устройства. В гортани выходящий из лёгких воздух образует звук, который называется голосом.
Одни звуки речи образуются при участии голоса (например а, о, з, ж, в), а другие — без голоса (например с, ф, п, к).
Из гортани воздух (с голосом или без него) идёт наружу через рот, а иногда через нос (при звуках н, м).
При произношении одних звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая никаких преград (например а, о). При произношении других звуков во рту образуются различные преграды, благодаря определённым положениям языка и губ. Встречая эти преграды, Воздух трётся о них и разрывает их. От этого образуются шумы.
Таким образом, звуки речи могут состоять из голоса и шума. Одни звуки состоят только из голоса (например а, другие — только из шума (ф, ш, ч, п, х), третьи — из шума и голоса (в, ж, 6, г).
Основные правила русского литературного произношения.
В русском литературном произношении действуют следующие наиболее важные закономерности: 1) оглушение шумных звонких согласных на конце слова; 2) уподобление (ассимиляция) одних согласных звуков другим; 3) ослабление (редукция) безударных гласных.
1. Звонкие согласные б, в, д, з, ж, г на конце слова оглушаются и переходят в соответствующие глухие звуки: б переходит в п, в переходит в ф, д переходит в т, з переходит в с, ж переходит в ш, г переходит в к. Например: губа, но губ (на конце звучит п), рукава% но рукав (на конце звучит ф), сады, но сад (на конце звучит т), возы, но воз (на конце звучит с), ножи, но нож (па конце звучит ш), луга, но луг (на конце звучит к).
2. Уподобление одних звуков другим в русском произношении встречается в следующих пяти случаях:
а) Звонкие шумные б, в, д, з, ж, г перед глухими уподобляются им по глухости и переходят в соответствующие глухие: п, ф, т, с, ш, к. Например: рыба, но рыбка (вместо звонкого б перед глухим к звучит глухой п), влезть, но вписать (вместо звонкого в перед глухим п звучит глухой ф), соседа, но соседка (вместо звонкого д перед глухим к звучит глухой т).
б) Глухие звуки перед звонкими шумными б, д9 з, ж, г (но не перед в) уподобляются им по звонкости и переходят в соответствующие звонкие. Например: просить, но просьба (вместо глухого сь перед звонким б звучит звонкий зь) молотить, но молотьба (вместо глухого ть перед звонким б звучит звонкий дь)9 срисовать, но сдёрнуть (зместо глухого с перед звонким д звучит звонкий з).
в) Свистяшпе звуки с, з, стоящие перед шипящими ш, ж, а также ч, уподобляются им и переходят в шипящие. Например: сшить, с шумом, с честью, из шубы (звуки сиз уподобляются следующем}’ ш или ч и произносятся как ш); сжечь, с жиром, без жизни (звуки с, з уподобляются следующему ж и произносятся как ж).
г) Гласный и в русском языке может стоять только после мягких согласных; после твёрдых он изменяется в произношении в ы: подытоживать (сравните итог), предыдущий (идти); жила, шило, цифра (произносится с ы, так как ж, ш и ц — всегда твёрдые).
д) Некоторые согласпые перед следующими мягкими смягчаются в разпоЙ мере у разных лиц. Например, в словах песня, злить, кости, кончик, весенний подчёркнутые звуки обычно произносятся мягко, так как следующие за ними согласные являются мягкими.
3. В русском литературном произношении сила, чёткость и ясность гласных, звуков зависит от ударения. Под ударением все гласные произносятся с наибольшей силой, чёткостью. В безударном положении все гласные в той или иной степени редуцируются, т. е. ослабляются как по силе, так и по чёткости.
При этом гласные и, ы, у хотя и ослабляются, но не смешиваются ни с какими другими гласными. Гласные а, о после твёрдых согласных в заударных слогах склонны в беглой речи к ы, например в словах: ходатай, хобот (заударные а а о произносятся почти как ы). Гласные е и а после мягких согласных (т. с. когда а пишется через букву я) в беглой речи склонны к и во всех безударных слогах, например в словах: пескарь, плясать (безударные е и я произносятся почти как и). Что касается гласного о, то он во всех безударных положениях произносится так же, как гласный а, например: вода (буква о читается как а).
Примечание. Все правила произношения безударных гласных справедливы лишь по отношению к так называемому акающему литературному произношению.
В некоторых окончаниях наблюдаются следующие особенности:
1. Буква г в окончаниях -ого, -его читается как в. Например: кого, моего, доброго, синего.
2. Окончания глаголов -ться,-тся произносятся кж-тца. Например: защищаться, защищаются, заниматься, занимаются.
3. Безударные окончания глаголов -ат, -ят (3-е лицо множ. числа) некоторыми произносятся как -ут, -ют. Например: держат, слышат, смотрят.
4. Частица ся, сь в конце глаголов некоторыми произносится твёрдо, т. е, как са, с. Например: занимаюсь, занимаешься, занимался, занимались.