Обращение блочных матриц
Т
Теорема .. Пусть имеется блочная квадратная матрица вида
$$
\left(
\begin{array}{rr}
A & B \\
C & D
\end{array}
\right) \quad ,
$$
где матрица $ A_{} $ — квадратная порядка $ k_{} $, а матрица $ D_{} $ — квадратная порядка $ \ell_{} $. Тогда
$$\left(
\begin{array}{rr}
A & B \\
C & D
\end{array}
\right)^{-1}=
\left(
\begin{array}{cc}
A^{-1} +A^{-1}BK^{-1}CA^{-1} & -A^{-1}BK^{-1} \\
-K^{-1}CA^{-1} & K^{-1}
\end{array}
\right) \ ,
$$
где матрица
$$ K=D-CA^{-1}B $$
называется шуровским дополнениемк подматрице $ A_{} $. Здесь предполагается, что матрицы $ A_{} $ и $ K_{} $ — неособенные.
=>
При $ B=\mathbb O $
имеем:
$$
\left(
\begin{array}{rr}
A & \mathbb O \\
C & D
\end{array}
\right)^{-1}=
\left(
\begin{array}{cc}
A^{-1} & \mathbb O \\
-D^{-1}CA^{-1} & D^{-1}
\end{array}
\right) \ ,
$$
если матрицы $ A_{} $ и $ D_{} $ — неособенные.
Доказательство. Будем искать
$$
\left(
\begin{array}{rr}
A & \mathbb O \\
C & D
\end{array}
\right)^{-1}
$$
в виде
$$
\left(
\begin{array}{rr}
X & Y \\
U & V
\end{array}
\right)_{n\times n}
$$
при $ k\times k $-матрице $ X $ и $ \ell\times \ell $-матрице $ V $. Разбиваем
матричное равенство
$$
\left(
\begin{array}{rr}
X & Y \\
U & V
\end{array}
\right)
\left(
\begin{array}{rr}
A & \mathbb O \\
C & D
\end{array}
\right)
=\left(
\begin{array}{rr}
E_k & \mathbb O \\
\mathbb O & E_{\ell}
\end{array}
\right)
$$
на четыре отдельных
$$
\begin{array}{cc}
XA+YC=E_k, & YD=\mathbb O, \\
UA+VC=\mathbb O, & VD=E_{\ell}
\end{array}
\quad \Rightarrow \quad
\begin{array}{l}
Y=\mathbb O, \\
V=D^{-1}.
\end{array}
$$
Подставляем полученное в два оставшихся равенства: $ X=A^{-1} $, $ U=-D^{-1}CA^{-1} $.
Теорема Фробениуса имеет, в основном, теоретическое значение — за исключением одного частного случая, когда матрица $ D_{} $ имеет порядок 1, т.е. является числом. Пусть, например, уже найдена обратная матрица для матрицы
$$ A =
\left(
\begin{array}{llll}
a_{11} & \dots & a_{1n} \\
a_{21} & \dots & a_{2n} \\
\vdots & & \vdots \\
a_{n1} & \dots & a_{nn}
\end{array}
\right)
$$
порядка $ n_{} $ и ставится задача нахождения обратной матрицы для ее матрицы
$$
\left(
\begin{array}{rr}
A & B \\
C & D
\end{array}
\right) =
\left(
\begin{array}{llll}
a_{11} & \dots & a_{1n} & a_{1,n+1} \\
a_{21} & \dots & a_{2n} & a_{2,n+1} \\
\vdots & && \vdots \\
a_{n1} & \dots & a_{nn} & a_{n,n+1} \\
a_{n+1,1} & \dots & a_{n+1,n} & a_{n+1,n+1}
\end{array}
\right)
$$
порядка $ n+1_{} $. Тогда из теоремы следует:
$$
\left(
\begin{array}{rr}
A & B \\
C & D
\end{array}
\right)^{-1}=
\frac{1}{\kappa}
\left(
\begin{array}{cc}
A^{-1}(\kappa E+BCA^{-1}) & -A^{-1}B \\
-CA^{-1} & 1
\end{array}
\right) ;
$$
здесь $ E_{} $ — единичная матрица порядка $ n_{} $, а число
$$
\kappa=a_{n+1,n+1}-CA^{-1}B=\underbrace{a_{n+1,n+1}}_D-\underbrace{\left( a_{n+1,1} , \dots , a_{n+1,n} \right)}_CA^{-1}
\underbrace{\left(\begin{array}{l}
a_{1,n+1} \\
a_{2,n+1} \\
\vdots \\
a_{n,n+1}
\end{array}
\right)}_B
$$
очевидно связано с определителем новой матрицы:
$$
\det\left(
\begin{array}{rr}
A & B \\
C & D
\end{array}
\right)= \kappa \det A \ .
$$
Этот метод обращения матрицы известен в литературе как метод окаймления, он подробно изложен в .
?
Найти обратную матрицу для матрицы Фробениуса
$$
{\mathfrak F}=
\left( \begin{array}{lllllll}
0 & 1 & 0 & 0 & \dots & 0 & 0 \\
0 & 0 & 1 & 0 & \dots & 0 & 0 \\
0 & 0 & 0 & 1 & \dots & 0 & 0 \\
\dots& &&&\ddots & & \dots \\
0 & 0 & 0 & 0 & \dots & 0 & 1 \\
a_n & a_{n-1} & a_{n-2} & & \dots & a_2 & a_1
\end{array} \right)_{n \times n}
$$
Решение и ответ
☞
ЗДЕСЬ
=>
Если матрица $ A $ имеет следующую структуру
$$
A=\left( \begin{array}{ccccc}
a_{11} & a_{12} & \dots & a_{1n} \\
0 & a_{22} & \dots & a_{2n} \\
0 & a_{32} & \dots & a_{3n} \\
\vdots & \vdots & & \vdots \\
0 & a_{n2} & \dots & a_{nn}
\end{array}
\right)
$$
при $ a_{11} \ne 0 $ и невырожденной подматрице
$$
\widetilde A=
\left( \begin{array}{cccc}
a_{22} & \dots & a_{2n} \\
a_{32} & \dots & a_{3n} \\
\vdots & & \vdots \\
a_{n2} & \dots & a_{nn}
\end{array}
\right) \, ,
$$
то
$$
A^{-1}=
\left[ \begin{array}{cc}
1/a_{11} & B \widetilde A^{-1} \\
0 & \widetilde A^{-1}
\end{array}
\right] \quad \mbox{при} \ B:=-\frac{1}{a_{11}} \, .
$$
Этот результат позволяет организовать вычисление обратной матрицы для верхнетреугольной последовательным вычислением обратных к ее подматрицам из правого нижнего угла:
$$
a_{nn}^{-1} \ \rightarrow \
\left( \begin{array}{cc}
a_{n-1,n-1} & a_{n-1,n} \\
0 & a_{nn}
\end{array}
\right)^{-1}
\ \rightarrow \
\left( \begin{array}{ccc}
a_{n-2,n-2} & a_{n-2,n-1} & a_{n-2,n} \\
0 & a_{n-1,n-1} & a_{n-1,n} \\
0 & 0 & a_{nn}
\end{array}
\right)^{-1}
\ \rightarrow \dots
$$
Основные понятия
Под матрицей в линейной алгебре понимается прямоугольный массив элементов (таблица). Ниже представлены наборы элементов, заключенные в круглые скобки. Это и есть матрицы. Из приведенного примера видно, что элементами в прямоугольных массивах являются не только числа. Матрица может состоять из математических функций, алгебраических символов.
Для того чтобы разобраться с некоторыми понятиями, составим матрицу A из элементов aij. Индексы являются не просто буквами: i – это номер строки в таблице, а j – это номер столбца, в области пересечения которых располагается элемент aij. Итак, мы видим, что у нас получилась матрица из таких элементов, как a11, a21, a12, a22 и т. д. Буквой n мы обозначили число столбцов, а буквой m – число строк. Символ m × n обозначает размерность матрицы. Это то понятие, которое определяет число строк и столбцов в прямоугольном массиве элементов.
Необязательно в матрице должно быть несколько столбцов и строк. При размерности 1 × n массив элементов является однострочным, а при размерности m × 1 – одностолбцовым. При равенстве числа строчек и числа столбцов матрицу именуют квадратной. У каждой квадратной матрицы есть определитель (det A). Под этим термином понимается число, которое ставится в соответствие матрице A.
Еще несколько важных понятий, которые нужно запомнить для успешного решения матриц, – это главная и побочная диагонали. Под главной диагональю матрицы понимается та диагональ, которая идет вниз в правый угол таблицы из левого угла сверху. Побочная диагональ идет в правый угол вверх из левого угла снизу.
Вычисление обратной матрицы
- Вычисляем определитель матрицы.
- Записываем транспонированную матрицу.
- Заменяем каждый элемент транспонированной матрицы его алгебраическим дополнением. Полученная матрица является присоединённой матрицей.
- Вычисляем обратную матрицу.
Пример 46 $A=\begin{pmatrix} 1 & 3\\ 2 & 5 \end{pmatrix}$
$\left|A\right|=1\cdot 5-6=-1$ Матрица обратима, значит, можно найти обратную ей матрицу.
$ A^{T}= \begin{pmatrix} 1 & 2\\ 3 & 5 \end{pmatrix}$
Заменяем элементы транспонированной матрицы их алгебраическими дополнениями.
$1\longrightarrow (-1)^{1+1}\cdot \Delta_{1,1}=(-1)^{2}\cdot5 = 5$ $2\longrightarrow (-1)^{1+2}\cdot \Delta_{1,2}=(-1)^{3}\cdot3 = -3$ $3\longrightarrow (-1)^{2+1}\cdot \Delta_{2,1}=(-1)^{3}\cdot2 = -2$ $5\longrightarrow (-1)^{2+2}\cdot \Delta_{2,2}=(-1)^{4}\cdot1 = 1$
$adj(A)= \begin{pmatrix} 5 & -3\\ -2 & 1\\ \end{pmatrix}$
$A^{-1}=- \begin{pmatrix} 5 & -3\\ -2 & 1 \end{pmatrix} = \begin{pmatrix} -5 & 3\\ 2 & -1 \end{pmatrix}$
Пример 47 $B=\begin{pmatrix} 2 & -7\\ -1 & 6 \end{pmatrix}$
$\left|B\right|=2\cdot 6-(-7)\cdot (-1) = 5$
Матрица обратима, значит, можно найти обратную ей матрицу. $A^{T}= \begin{pmatrix} 2 & -1\\ -7 & 6 \end{pmatrix}$
Заменяем элементы транспонированной матрицы их алгебраическими дополнениями. $2\longrightarrow (-1)^{1+1}\cdot \Delta_{1,1}=(-1)^{2}\cdot6 = 6$ $-1\longrightarrow (-1)^{1+2}\cdot \Delta_{1,2}=(-1)^{3}\cdot(-7) = 7$ $-7\longrightarrow (-1)^{2+1}\cdot \Delta_{2,1}=(-1)^{3}\cdot(-1) = 1$ $6\longrightarrow (-1)^{2+2}\cdot \Delta_{2,2}=(-1)^{4}\cdot2 = 2$
$adj(A)= \begin{pmatrix} 6 & 7\\ 1 & 2 \end{pmatrix}$
$A^{-1}=\frac{1}{5} \begin{pmatrix} 6 & 7\\ 1 & 2 \end{pmatrix} = \begin{pmatrix} \frac{6}{5} & \frac{7}{5}\\ \frac{1}{5} & \frac{2}{5} \end{pmatrix}$
Пример 48 $C=\begin{pmatrix} 1 & 3 & 2\\ 4 & 1 & 1\\ 1 & 2 & 3\\ \end{pmatrix}$
Вычисляем определитель по известной формуле и получаем $\left|B\right|=-18$.
Матрица обратима, значит, можно найти обратную ей матрицу. $C^{T}=\begin{pmatrix} 1 & 4 & 1\\ 3 & 1 & 2\\ 2 & 1 & 3 \end{pmatrix}$
Заменяем каждый элемент транспонированной матрицы его алгебраическим дополнением. $ 1\longrightarrow (-1)^{1+1}\cdot \Delta_{1,1}=(-1)^{2}\cdot \begin{vmatrix} 1 & 2\\ 1 & 3 \end{vmatrix} = 3 — 2 = 1$
$4\longrightarrow (-1)^{1+2}\cdot \Delta_{1,2}=(-1)^{3}\cdot \begin{vmatrix} 3 & 2\\ 2 & 3 \end{vmatrix} = -(9-4)=-5$
$1\longrightarrow (-1)^{1+3}\cdot \Delta_{1,3}=(-1)^{4}\cdot \begin{vmatrix} 3 & 1\\ 2 & 1 \end{vmatrix} = 3-2=1$
$3\longrightarrow (-1)^{2+1}\cdot \Delta_{2,1}=(-1)^{3}\cdot \begin{vmatrix} 4 & 1\\ 1 & 3\\ \end{vmatrix} = -(12-1)=-11$
$1\longrightarrow (-1)^{2+2}\cdot \Delta_{2,2}=$ $(-1)^{4}\cdot\begin{vmatrix} 1 & 1\\ 2 & 3\\ \end{vmatrix}=3-2=1$
$2\longrightarrow (-1)^{1+3}\cdot \Delta_{2,3}=$ $(-1)^{5}\cdot\begin{vmatrix} 1 & 4\\ 2 & 1 \end{vmatrix}= -(1-8)=7$
$2\longrightarrow (-1)^{3+1}\cdot \Delta_{3,1}=$ $(-1)^{4}\cdot\begin{vmatrix} 4 & 1\\ 1 & 2 \end{vmatrix}=8-1=7$
$1\longrightarrow (-1)^{3+2}\cdot \Delta_{3,2}=$ $(-1)^{5}\cdot \begin{vmatrix} 1 & 1\\ 3 & 2 \end{vmatrix}=-(2-3)=1$
$3\longrightarrow (-1)^{3+3}\cdot \Delta_{3,3}=$ $(-1)^{6}\cdot\begin{vmatrix} 1 & 4\\ 3 & 1 \end{vmatrix}=1-12=-11$
$adj(A)= \begin{pmatrix} 1 & -5 & 1\\ -11 & 1 & 7\\ 7 & 1 & -11 \end{pmatrix}$
$A^{-1} = — \frac{1}{18}\cdot \begin{pmatrix} 1 & -5 & 1\\ -11 & 1 & 7\\ 7 & 1 & -11 \end{pmatrix} =$ $\begin{pmatrix} — \frac{1}{18} & \frac{5}{18} & -\frac{1}{18}\\ \frac{11}{18} & -\frac{1}{18} & -\frac{7}{18}\\ -\frac{7}{18} & -\frac{1}{18} & \frac{11}{18} \end{pmatrix}$
Параметры сверточного слоя
Размеры входного и выходного изображения
- srcC / dstC — число каналов во входном и выходном изображении. Альтернативные обозначения: C / D.
- srcH / dstH — высота входного и выходного изображения. Альтернативное обозначение: H.
- srcW / dstW — ширина входного и выходного изображения. Альтернативное обозначение: W.
- batch — число входных (выходных) изображений — слой за раз может обработать целую партию изображений. Альтернативное обозначение: N.
Размеры ядра свертки
- kernelY — высота ядра свертки. Альтернативное обозначение: Y.
- kernelX — ширина ядра свертки. Альтернативное обозначение: X.
1×13×35×57×7
- strideY — вертикальный шаг свертки.
- strideX — горизонтальный шаг свертки.
1×12×2
- dilationY — вертикальное растяжение свертки.
- dilationX — горизонтальное растяжение свертки.
1×1
Паддинг входного изображения
kernel — 1
- padY / padX — передние вертикальный и горизонтальный отступы.
- padH / padW — задние вертикальный и горизонтальный отступы.
Что такое массив перестановок
Последние несколько строк вывода на рис. 1 указывают, что матрицы L и U можно перемножить так, чтобы получить исходную матрицу. Знание того, как это делается, не поможет вам в решении практических задач операций над матрицами, но позволит разобраться, что представляет собой часть P в разложении LUP. Восстановление исходной матрицы из ее компонентов L и U также пригодится для тестирования ваших библиотечных методов работы с матрицами на согласованность.
Один из способов восстановления исходной матрицы после разложения LUP — перемножение L и U с последующей перестановкой строк результата на основе массива P:
Метод UnPermute можно закодировать так:
Второй подход — преобразование массива perm в матрицу perm с последующим перемножением матрицы perm и комбинированной матрицы LU:
Матрица perm является квадратной с одним значением 1.0 в каждой строке и каждом столбце. Метод, который создает матрицу perm из массива perm, можно написать следующим образом:
Решение системы линейных уравнений по формулам Крамера
Чтобы решить систему линейных уравнений методом Крамера, нужно познакомиться с понятием определителя.
Определение
Определителем системы называют запись чисел в квадратной таблице, в соответствие которой ставится число по некоторому правилу.
Давайте познакомимся с этим правилом. Пусть даны четыре числа a, b, c, d. Пусть они имеют следующее расположение в квадратной таблице:
Значение определителя системы в этом случае находится по формуле:
Определитель, составленный из коэффициентов при переменных в линейной системе уравнений, называется главным определителем системы. Будем обозначать его Δ. Например, у рассмотренной выше системы уравнений:
главный определитель будет иметь вид:
Найдём его значение:
Для решения системы линейных уравнений методом Крамера нам понадобятся ещё два определителя, которые называются вспомогательными:
Отметим, что в данные определители уже входят правые части каждого уравнения системы. Так, в определитель Δₓ первым столбцом записываем правые части уравнений (так называемые свободные члены уравнений), второй столбец оставляем таким же, как в главном определителе системы. В определитель Δу вторым столбцом записываем правые части уравнений, а первый столбец оставляем таким же, как в главном определителе системы.
Итак, формулы Крамера для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными:
Отметим, что данный метод решения СЛАУ можно применять лишь в тех случаях, когда Δ ≠ 0.
Убедимся в том, что данные формулы работают, подставив в них ранее найденные значения определителей:
Пара чисел (4;3) действительно является решением данной системы уравнений.
Обобщим алгоритм нахождения решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными методом Крамера. Пусть дана система линейных уравнений:
Нужно:
- Вычислить главный определитель системы
- Вычислить вспомогательные определители
Объем параллелепипеда
Связь между определителем и объемом не очевидна, однако мы можем предположить для начала, что все углы прямые, т. е. грани взаимно перпендикулярны, и мы имеем дело с прямоугольным параллелепипедом. Тогда объем его равен просто произведению длин ребер .
Мы хотим получить ту же самую формулу с помощью определителя. С этой целью вспомним, что ребра параллелепипеда представляются строками матрицы . В нашем случае эти строки
взаимно ортогональны, так что
Величины суть квадраты длин строк матрицы, т. е. квадраты длин ребер, и нули вне диагонали получаются вследствие ортогональности строк. Переходя к определителям, получаем
Извлекая корень, мы и приходим к требуемому соотношению:
определитель равняется объему. Знак при будет зависеть от того, образуют ребра правостороннюю систему координат вида или левостороннюю .
Если область не прямоугольна, то объем уже не равен произведению длин ребер. В плоском случае «объем» параллелограмма равен произведению длины основания на высоту .
Вектор длины есть разность между вектором второй строки и его проекцией на вектор первой строки.
Площадь паралелограмма равна .
Площади квадрата и параллелограмма.
Первый представляет собой единичный квадрат, и его площадь, равна 1. Второй есть параллелограмм с единичными основанием и высотой; его площадь не зависит от «сдвига», даваемого коэффициентом , и равна 1.
Разложение матрицы
Продукты и технологии:
C#, Microsoft .NET Framework
В статье рассматриваются:
- реализация матрицы на C#;
- распараллеливание перемножения матриц;
- подходы к разложению матрицы;
- использование разложения матрицы для обращения матрицы (matrix inversion);
- вычисление определителя матрицы (determinant of a matrix).
Разложение матрицы — это метод разбиения квадратной числовой матрицы на две разные квадратные матрицы, лежащий в основе эффективного решения системы уравнений, которое в свою очередь является основой для обращения матрицы. Обращение матрицы — часть многих важных алгоритмов. В этой статье представлен и поясняется код на C#, выполняющий разложение матрицы, обращение матрицы, решение системы уравнений и связанные операции.
Следует отметить, что важным пополнением вашей персональной библиотеки кода является не само по себе разложение матрицы, а набор матричных методов. Я объясняю эти методы, поэтому вы сможете модифицировать исходный код под свои потребности. Кроме того, некоторые приемы, используемые в матричных методах, можно повторно задействовать в других сценариях кодирования.
Лучший способ прочувствовать то, о чем пойдет речь в этой статье, — взглянуть на экранный снимок на рис. 1. Демонстрационная программа начинает с создания квадратной матрицы 4 × 4 и отображения ее значений. Затем матрица раскладывается в так называемую матрицу LUP (lower, upper, permutation) (нижняя часть, верхняя часть и часть, относящаяся к перестановке). Последняя часть представляет собой массив со значениями {3,1,2,0} и указывает, что строки 0 и 3 поменялись местами в процессе разложения. В этом процессе также было сгенерировано значение-переключатель (toggle value), равное –1, сообщающее, что выполнено нечетное количество перестановок строк. Эта программа демонстрирует разложение двумя способами: сначала в комбинированную матрицу LU, а затем в отдельные матрицы L и U. Далее программа вычисляет и отображает обращенную по отношению к исходной матрицу, используя «за кулисами» матрицу LUP. Демонстрационная программа вычисляет определитель исходной матрицы, вновь применяя разложение. Далее она использует обратную матрицу для решения системы линейных уравнений и завершает свою работу объединением матриц L и U в исходную матрицу.
Рис. 1. Демонстрация разложения матрицы
К чему все эти сложности с созданием собственного метода разложения матрицы и библиотеки связанных методов? Хотя существует множество автономных матричных инструментов, их иногда очень трудно интегрировать в приложение или систему
Несмотря на фундаментальную важность разложения матрицы, доступно всего несколько бесплатных реализаций в .NET-коде, не защищенных авторским правом; однако в них нет детальных пояснений, которые позволили бы вам модифицировать этот исходный код под свои потребности
Нахождение обратной матрицы с помощью элементарных преобразований (метод Гаусса)
Пример 3. Методом элементарных преобразований вычислить -1 если = .
Решение. Приписываем к исходной справа единичную того же порядка: . С помощью элементарных преобразований столбцов приведём левую “половину” к единичной, совершая одновременно точно такие преобразования над правой «половиной».
Поменяем местами 1 со 2 столбцы: ~. К третьему прибавим первый, ко второму — первый, × на -2: . Из первого вычтем удвоенный второй, из третьего — × на 6 второй; . Прибавим третий к первому и второму: . Умножим последний на минус один: . Справа от вертикальной черты квадратная таблица размером 3х3 .
характеристики
Свойства группы
Набор регулярных матриц фиксированного размера над унитарным кольцом вместе с умножением матриц в качестве зацепления образует (обычно некоммутативную ) группу , общую линейную группу . В этой группе единичная матрица является нейтральным элементом, а обратная матрица — обратным элементом . Таким образом, ясно определена инверсия матрицы, а также левая и правая инверсия. В частности, обращение к единичной матрице снова приводит к единичной матрице, то есть
Р.{\ displaystyle R} GL(п,Р.){\ Displaystyle \ OperatorName {GL} (п, R)}
- Я.-1знак равноЯ.{\ displaystyle I ^ {- 1} = I},
и инверсия обратной матрицы снова является выходной матрицей, то есть
- (А.-1)-1знак равноА.{\ Displaystyle \ влево (А ^ {- 1} \ вправо) ^ {- 1} = А}.
Поэтому матрицы и также называются обратными друг другу. Произведение двух регулярных матриц снова является правильным, а обратное произведение является произведением соответствующего обратного, но в обратном порядке:
А.{\ displaystyle A}А.-1{\ displaystyle A ^ {- 1}}
- (А.⋅Б.)-1знак равноБ.-1⋅А.-1{\ Displaystyle \ влево (A \ cdot B \ right) ^ {- 1} = B ^ {- 1} \ cdot A ^ {- 1}}.
Если матрицу можно представить как произведение легко обратимых матриц, то таким образом можно быстро определить обратную матрицу. Общая формула произведения применяется к обратному произведению нескольких матриц.
- (А.1⋅А.2⋯А.k)-1знак равноА.k-1⋯А.2-1⋅А.1-1{\ displaystyle \ left (A_ {1} \ cdot A_ {2} \ dotsm A_ {k} \ right) ^ {- 1} = A_ {k} ^ {- 1} \ dotsm A_ {2} ^ {- 1 } \ cdot A_ {1} ^ {- 1}}
с . Это особенно относится к обратной матрице степениk∈N{\ Displaystyle к \ в \ mathbb {N}}
- (А.k)-1знак равно(А.-1)k{\ displaystyle \ left (A ^ {k} \ right) ^ {- 1} = \ left (A ^ {- 1} \ right) ^ {k}}.
Эта матрица также отмечена.
А.-k{\ displaystyle A ^ {- k}}
Прочие свойства
Следующие дополнительные свойства применяются к обратной матрице с записями из тела . Верно
обратное к произведению матрицы на скаляр сK{\ displaystyle K}c∈K{\ displaystyle c \ in K}c≠{\ displaystyle c \ neq 0}
- (cА.)-1знак равноc-1А.-1{\ Displaystyle (СА) ^ {- 1} = с ^ {- 1} А ^ {- 1}}.
Обратная транспонированная матрица равна транспонированной обратной, поэтому
- (А.Т)-1знак равно(А.-1)Т{\ displaystyle \ left (A ^ {T} \ right) ^ {- 1} = \ left (A ^ {- 1} \ right) ^ {T}}.
То же самое относится и к обратной к присоединенной комплексной матрице
- (А.ЧАС)-1знак равно(А.-1)ЧАС{\ displaystyle \ left (A ^ {H} \ right) ^ {- 1} = \ left (A ^ {- 1} \ right) ^ {H}}.
Эти две матрицы также иногда записываются через и . Относится к в ранге обратного
А.-Т{\ displaystyle A ^ {- T}}А.-ЧАС{\ displaystyle A ^ {- H}}
- классифицировать(А.-1)знак равноклассифицировать(А.)знак равноп{\ displaystyle \ operatorname {rank} \ left (A ^ {- 1} \ right) = \ operatorname {rank} (A) = n}
и для его определителя
- Det(А.-1)знак равно(DetА.)-1{\ displaystyle \ operatorname {det} \ left (A ^ {- 1} \ right) = (\ det A) ^ {- 1}}.
Если собственное от того, является к собственному вектору , то собственное число является также собственным вектором .
λ{\ displaystyle \ lambda}А.{\ displaystyle A} Икс{\ displaystyle x}λ-1{\ displaystyle \ lambda ^ {- 1}}А.-1{\ displaystyle A ^ {- 1}}Икс{\ displaystyle x}
Инварианты
Некоторые обычные матрицы сохраняют свои пользовательские свойства при инверсии. Примеры этого:
- верхние и нижние треугольные матрицы, а также строго верхние и нижние треугольные матрицы
- положительно определенные и отрицательно определенные матрицы
- симметричные , персимметричные , бисимметричные и центрально-симметричные матрицы
- унимодулярные и целочисленные унимодулярные матрицы
Решение задач методом Гаусса
Пример
Найти инверсию матрицы третьего порядка:
\(A=\begin{pmatrix}2&3&7\\1&-5&2\\3&-1&9\end{pmatrix}\)
Решение:
1. Запишем справа от A единичную диагональную матрицу:
\(\left(\begin{array}{ccc}2&3&7\\1&-5&2\\3&-1&9\end{array}\left|\begin{array}{ccc}1&0&0\\0&1&0\\0&0&1\end{array}\right.\right)\)
Теперь необходимо выполнить преобразования, чтобы единичная диагональная матрица оказалась справа.
2. Первую и вторую строку поменяем местами:
\(\left(\begin{array}{ccc}1&-5&2\\2&3&7\\3&-1&9\end{array}\left|\begin{array}{ccc}0&1&0\\1&0&0\\0&0&1\end{array}\right.\right)\)
3. Вторую строку суммируем с первой, умноженной на −2. Третью строку сложим с первой, умноженной на −3:
\(\left(\begin{array}{ccc}1&-5&2\\0&13&3\\0&14&3\end{array}\left|\begin{array}{ccc}0&1&0\\1&-2&0\\0&-3&1\end{array}\right.\right)\)
4. Вторую сложим с третьей строкой, умноженной на −1:
\(\left(\begin{array}{ccc}1&-5&2\\0&-1&0\\0&14&3\end{array}\left|\begin{array}{ccc}0&1&0\\1&1&-1\\0&-3&1\end{array}\right.\right)\)
5. Выполним умножение второй строки на −1:
\(\left(\begin{array}{ccc}1&-5&2\\0&1&0\\0&14&3\end{array}\left|\begin{array}{ccc}0&1&0\\-1&-1&1\\0&-3&1\end{array}\right.\right)\)
6. Первую строку сложим с рядом чисел, полученных при умножении второй строки на 5. К третьей строке прибавим вторую строку, умноженную на −14:
\(\left(\begin{array}{ccc}1&0&2\\0&1&0\\0&0&3\end{array}\left|\begin{array}{ccc}-5&-4&5\\-1&-1&1\\14&11&-13\end{array}\right.\right)\)
7. Произведем деление третьей строки на 3:
\(\left(\begin{array}{ccc}1&0&2\\0&1&0\\0&0&1\end{array}\left|\begin{array}{ccc}-5&-4&5\\-1&-1&1\\\frac{14}3&\frac{11}3&\frac{-13}3\end{array}\right.\right)\)
8. Сложим первую строку с умноженной на −2 третьей:
\(\left(\begin{array}{ccc}1&0&0\\0&1&0\\0&0&1\end{array}\left|\begin{array}{ccc}\frac{-43}3&\frac{-34}3&\frac{41}3\\-1&-1&1\\\frac{14}3&\frac{11}3&\frac{-13}3\end{array}\right.\right)\)
Значит, инверсия матрицы A равна:
Как использовать матричный анализ
Метод матрицы решений работает так: вы составляете таблицу, где заголовками строк будет список вариантов из которых нужно сделать выбор, а заголовками столбцов будут факторы, которые нужно учесть. Далее вы оцениваете каждую комбинацию вариант/фактор, используя для этой оценки весовой коэффициент.. Затем полученные оценки суммируются для каждого варианта решения и вы получаете общую оценку.
Может звучать несколько сложно, но данный метод довольно все же прост в использовании. Рассмотрим пошаговое руководство с примером.
Шаг 1
Запишите все ваши варианты решений в первой колонке таблицы в качестве названий строк таблицы, и перечислите факторы, которые нужно рассмотреть, в качестве названий столбцов. Например, если вы покупаете новый ноутбук, факторами для рассмотрения могут быть стоимость, размеры и емкость жесткого диска, вес, размер экрана и т.п.
Шаг 2
Теперь заполняйте ячейки вашей таблицы, оценивая каждый вариант выбора решения для каждого фактора. Оценка варианта может находиться в пределах от 0 (плохо) до 5 (отлично). Заметим, что вы не обязаны проставлять разные оценки для каждого варианта – если ни один из них не подходит для конкретного фактора в вашем решении, то все они могут получить оценку 0.
Шаг 3
Следующим шагом является определение относительной важности факторов в принятии решения. Обозначьте ее числами, скажем от 0 до 5, где 0 означает, что данный фактор совершенно неважен для окончательного решения, а 5 означает, что он весьма важен. (Вполне допустимо иметь факторы с одинаковой важностью.)
(Вполне допустимо иметь факторы с одинаковой важностью.)
Шаг 4
Теперь нужно перемножить полученные на шаге 2 оценки с относительной важностью фактора, которую вы определили на шаге 3. Это даст вам взвешенные оценки для каждой комбинации вариант/фактор
Шаг 5
Наконец, сложите все взвешенные оценки для каждого из ваших вариантов решения. Тот вариант, который получит наибольшую сумму, выигрывает!
Как лучше разобраться в теме
С формулой матрицы, а также ее основными компонентами теперь все понятно. И с основными операциями тоже удалось познакомиться. Отныне с легкостью найдем матрицу даже в уравнении при необходимости.
Для того, чтобы лучше вникнуть в соответствующую тему, стоит хорошенько изучить школьный курс математики, а также алгебру на 1 курсе обучения в ВУЗах. Информация пригодится как ученым, так и программистам.
Научиться коддить можно на специализированных дистанционных курсах. Они помогут быстро вникнуть в основы математики и информатики, а также создания приложений и игр. Курс рассчитан на срок до года. В процессе даже новичок, далекий от точных наук, сможет разобраться с матрицами и коддингом. А еще человек получит бесценную практику и новые полезные знакомства.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!
Также, возможно, вам будет интересен следующий курс: