Векторные пространства и линейные преобразования
6.1. Векторное (линейное) пространство. Так что же такое вектор?6.2. Основные понятия векторного пространства6.3. Евклидово пространство. Длина и угол
6.4. Линейные преобразования6.4.1. Как записать оператор в матричной форме?6.4.2. Матрица линейного преобразования в различных базисах
6.5. Собственные числа и собственные векторы линейного преобразования6.5.1. Как найти собственные значения и собственные векторы?6.5.2. Линейное преобразование в базисе из собственных векторов6.5.3. Сколько у матрицы собственных чисел и собственных векторов?6.5.4. Как решать задачу в случае кратных собственных чисел?
7. Решения и ответы, а также Приложения доступны в полной версии.
Полную и свежую версию этой книги в pdf-формате можно найти здесь.
Также вы можете – просто, доступно, весело и бесплатно!
С наилучшими пожеланиями, Aлeксaндр Eмeлин
Основные понятия алгебры
Алгебра — это раздел математики, который изучает математические структуры и операции, связанные с ними. Она изучает свойства и правила операций над числами, а также их обобщения на другие объекты.
Арифметические операции — это основные операции, которые выполняются над числами в алгебре. Включают в себя сложение (+), вычитание (-), умножение (*) и деление (/).
Переменная — это символ, который представляет неизвестное число или значение в алгебре. В алгебре переменные часто обозначаются буквами, например, «x» или «y».
Терм — это элементарное выражение или член алгебраического выражения, который может быть числом, переменной или их произведением. Например, в алгебраическом выражении «3x + 2y», термины это «3x» и «2y».
Алгебраическое выражение — это выражение, состоящее из переменных, констант, операций и скобок. Оно может быть как простым, так и сложным. Примеры алгебраических выражений: «2x + 3», «x^2 — 5x + 2».
Уравнение — это математическое выражение, в котором два алгебраических выражения разделяются знаком равенства (=). Оно позволяет находить значения переменных, удовлетворяющие условиям уравнения. Пример уравнения: «2x + 5 = 10».
Система уравнений — это набор уравнений, которые рассматриваются вместе. Решение системы уравнений находит значения переменных, которые удовлетворяют всем уравнениям системы. Пример системы уравнений:
- 2x + y = 10
- x — y = 2
Функция — это отображение или правило, которое связывает каждое значение из одного множества (аргумент) со значением из другого множества (значение функции). Функции используются для описания зависимостей между переменными. Пример функции: «f(x) = 2x + 3».
Матрица — это таблица чисел, расположенных в определенном порядке. Матрицы используются для представления данных и решения систем уравнений. Они имеют размерность, определяемую количеством строк и столбцов. Пример матрицы:
1 | 2 |
3 | 4 |
Линейная функция — это функция вида f(x) = mx + b, где m и b — числа. Они описывают прямую линию на графике и используются для решения многих задач в алгебре.
Показательная функция — это функция вида f(x) = a^x, где a — база показательной функции. Она описывает экспоненциальный рост или убывание и широко используется в науке и экономике.
Квадратное уравнение — это уравнение вида ax^2 + bx + c = 0, где a, b и c — числа, а x — переменная. Оно имеет вид параболы на графике и может иметь два, один или ни одного решения.
Это лишь некоторые из основных понятий алгебры. Алгебра имеет дополнительные термины и концепции, которые используются для более сложных и глубоких исследований.
Наибольшее и наименьшее значения функции на данном отрезке
Чтобы найти наибольшее и наименьшее значения функции y=f (x) на отрезке , нужно найти значения этой функции на концах отрезка и в тех критических точках, которые принадлежат данному отрезку, а затем из всех полученных значений выбрать наибольшее и наименьшее.
Схема исследования функции.
1) область определения D (f); 2) четность (нечетность); периодичность; 3) точки пресечения графика с осями координат; 4) промежутки знакопостоянства; 5) промежутки возрастания и убывания; 6) точки экстремума и значения функции в этих точках; 7) поведение функции в окрестности каждой «особой» точки и при больших по модулю значениях х.
Корень n-й степени.
Неотрицательное значение корня n-й степени из неотрицательного числа называется арифметическим корнем.
Свойства корня n-й степени.
Прямая на плоскости
- Общее уравнение прямой: Ax+By+C=0.
- Уравнение прямой с угловым коэффициентом: y=kx+b (k – угловой коэффициент).
- Острый угол между прямыми y=k1x+b1 и y=k2x+b2 определяется по формуле:
- k1=k2 — условие параллельности прямых y=k1x+b1 и y=k2x+b2.
- Условие перпендикулярности этих же прямых:
Уравнение прямой, имеющей угловой коэффициент k, и проходящей
через точку М(х1; у1), имеет вид: у-у1=k (х-х1).
Уравнение прямой, проходящей через две данные точки (х1; у1) и (х2; у2) имеет вид:
Длина отрезка М1М2 с концами в точках М1(х1; у1) и М2(х2; у2):
Координаты точки М(хо; уо) – середины отрезка М1М2
Координаты точки С(х; у), делящей в заданном отношении λ отрезок М1М2 между точками М1(х1; у1) и М2(х2; у2):
Расстояние от точки М(хо; уо) до прямой ax+by+c=0:
Уравнения с одним неизвестным
Основная теорема алгебры
Уравнение N-го порядка имеет, по меньшей мере, один корень в поле комплексных чисел.
Следствием из данной теоремы является утверждение о том, что уравнение N-го порядка имеет ровно N корней с учётом их кратности.
ax+b=,a≠{\displaystyle ax+b=0,\quad a\neq 0}
Имеют единственный корень x=−ba{\displaystyle x=-b/a}
Квадратные уравнения
ax2+bx+c=,a≠{\displaystyle ax^{2}+bx+c=0,\quad a\neq 0.}
Корни определяются формулой при D>{\displaystyle D>0}
x1,2=−b±b2−4ac2a{\displaystyle x_{1,2}={\frac {-b\pm {\sqrt {b^{2}-4ac}}}{2a}}}
Корни определяются формулой при D={\displaystyle D=0} x1=x2=−b2a{\displaystyle x_{1}=x_{2}=-{\frac {b}{2a}}}
Корни определяются формулой при D<{\displaystyle D<0} x1,2=−b±i|D|2a.{\displaystyle x_{1,2}={\frac {-b\pm i{\sqrt {|D|}}}{2a}}.}
Есть ещё один способ рещения квадратных уравнений при a=1{\displaystyle a=1}. Для этого используется теорема Виета.
x2+px+q={\displaystyle x^{2}+px+q=0}
{x1+x2=−p;x1x2=q;{\displaystyle {\begin{cases}x_{1}+x_{2}=-p;\\x_{1}x_{2}=q;\end{cases}}}
Подобрать устно числа, удовлетворяющие этим уравнениям, поможет прямая теорема. С её помощью можно определить знаки корней, не зная сами корни. Для этого следует руководствоваться правилом:
1)если свободный член отрицателен, то корни имеют различный знак, и наибольший по модулю из корней — знак, противоположный знаку второго коэффициента уравнения;
2)если свободный член положителен, то оба корня обладают одинаковым знаком, и это — знак, противоположный знаку второго коэффициента.
Часные случаи:
1.ax2+bx+c=,c={\displaystyle ax^{2}+bx+c=0,c=0.}
x(ax+b)={\displaystyle x(ax+b)=0}
x={\displaystyle x=0} или ax+b={\displaystyle ax+b=0}
2.ax2+bx+c=,b={\displaystyle ax^{2}+bx+c=0,b=0.}
ax2=−c{\displaystyle ax^{2}=-c}
x1,2=±−ca{\displaystyle x_{1,2}=\pm {\sqrt {-c/a}}}
3.ax2+bx+c=,b=,c={\displaystyle ax^{2}+bx+c=0,b=0,c=0.}
ax2={\displaystyle ax^{2}=0}
x2={\displaystyle x^{2}=0}
x={\displaystyle x=0}
Биквадратные уравнения
ax4+bx2+c=,a≠{\displaystyle ax^{4}+bx^{2}+c=0,\quad a\neq 0.}
Подстановкой y=x2{\displaystyle y=x^{2}} сводятся к квадратному уравнению
ay2+by+c={\displaystyle ay^{2}+by+c=0.}
Кубические уравнения
ax3+bx2+cx+d=,a≠{\displaystyle ax^{3}+bx^{2}+cx+d=0,\quad a\neq 0.}
При вещественных коэффициентах a, b, c, d имеют хотя бы один вещественный корень.
Для нахождения точных значений корней в радикалах может быть использована формула Кардано.
Однако вычисления по этому методу довольно громоздки.
Если уравнение имеет рациональный корень x1{\displaystyle x_{1}}, можно подобрать его и далее, разделив левую часть исходного уравнения на двучлен x−x1{\displaystyle x-x_{1}}, свести уравнение к квадратному.
Уравнения высших степеней
anxn+an−1xn−1+…+a1x+a=,an≠{\displaystyle a_{n}x^{n}+a_{n-1}x^{n-1}+…+a_{1}x+a_{0}=0,\quad a_{n}\neq 0.}
Уравнения 5-го порядка и выше в общем случае неразрешимы в радикалах. Если коэффициенты уравнения целочисленны, то можно попытаться подобрать рациональный корень и понизить степень уравнения. В частности, целые корни, если они есть, являются делителями свободного члена.
Законы элементарной алгебры[]
Вычисление значения выражения
Порядок выполнения операций указывается скобками. Если скобок нет, то приоритетность, в порядке убывания, следующая.
- Возведение в степень.
- Вычисление функции.
- Умножение и деление.
- Сложение и вычитание.
Примеры:
- abc=a(bc){\displaystyle a^{b^{c}}=a^{(b^{c})}}
- sinx2=sin(x2){\displaystyle \sin x^{2}=\sin(x^{2})}
- sina+b=(sina)+b{\displaystyle \sin a+b=(\sin a)+b}
При вычислении значения выражения вместо буквенных символов подставляют их числовые значения, соответствующие конкретной задаче. Множество числовых значений, при которых выражение имеет смысл, называется областью допустимых значений этого выраженияШаблон:Sfn. Пример: для выражения a+ba−b{\displaystyle ~{\frac {a+b}{a-b}}} область допустимых значений — все пары a,b{\displaystyle a,b}, в которых a≠b{\displaystyle a\neq b}.
Свойства операций
Коммутативность (перестановочное свойство) сложения:
-
- a+b=b+a. {\displaystyle a+b=b+a.\ }
- Вычитание есть действие, обратное сложению.
- Вычитание числа b равносильно сложению с числом, противоположным b:
-
- a−b=a+(−b). {\displaystyle a-b=a+(-b).\ }
Коммутативность (перестановочное свойство) умножения:
-
- a⋅b=b⋅a {\displaystyle a\cdot b=b\cdot a\ }
- Деление есть действие, обратное умножению.
- Деление на нуль невозможно.
- Деление на число b равносильно умножению на число, обратное к b:
-
- ab=a(1b).{\displaystyle {a \over b}=a\left({1 \over b}\right).}
-
Возведение в степень не коммутативно. Поэтому у него имеются две обратные операции: извлечение корня и логарифмирование
Пример: если 3x=10{\displaystyle 3^{x}=10}, то x=log310.{\displaystyle x=\log _{3}10.} Если x2=10{\displaystyle x^{2}=10}, то x=10.{\displaystyle ~x={\sqrt {10}}.}
.
- Корень чётной степени из отрицательного числа не существует (среди вещественных чисел). См. комплексные числа.
- Ассоциативное (сочетательное) свойство сложения: (a+b)+c=a+(b+c).{\displaystyle (a+b)+c=a+(b+c).}
- Ассоциативное (сочетательное) свойство умножения: (ab)c=a(bc).{\displaystyle (ab)c=a(bc).}
- Дистрибутивное (распределительное) свойство для умножения: c(a+b)=ca+cb.{\displaystyle c(a+b)=ca+cb.}
- Дистрибутивное (распределительное) свойство для возведения в степень: (ab)c=acbc.{\displaystyle (ab)^{c}=a^{c}b^{c}.}
- Сложение показателей степени: abac=ab+c.{\displaystyle a^{b}a^{c}=a^{b+c}.}
- Умножение показателей степени: (ab)c=abc.{\displaystyle (a^{b})^{c}=a^{bc}.}
Свойства равенства
- Если a=b{\displaystyle a=b} и b=c{\displaystyle b=c}, то a=c{\displaystyle a=c} (транзитивность равенства).
- a=a{\displaystyle a=a} (рефлексивность).
- Если a=b{\displaystyle a=b}, то b=a{\displaystyle b=a} (симметричность).
Другие законы
- Если a=b{\displaystyle a=b} и c=d{\displaystyle c=d}, то a+c=b+d.{\displaystyle a+c=b+d.} (аддитивность
Если a=b{\displaystyle a=b}, то a+c=b+c{\displaystyle a+c=b+c} для любого c
равенства)
- Если a=b{\displaystyle a=b} и c=d{\displaystyle c=d}, то ac{\displaystyle ac} = bd.{\displaystyle bd.} (мультипликативность
Если a=b{\displaystyle a=b}, то ac=bc{\displaystyle ac=bc} для любого c
равенства)
- Если значения двух символов совпадают, то вместо одного можно подставить другой (принцип подстановки).
- Если a>b{\displaystyle a>b} и b>c{\displaystyle b>c}, то a>c{\displaystyle a>c} (транзитивность порядка).
- Если a>b{\displaystyle a>b}, то a+c>b+c{\displaystyle a+c>b+c} для любого c.
- Если a>b{\displaystyle a>b} и c>{\displaystyle c>0}, то ac>bc.{\displaystyle ac>bc.}
- Если a>b{\displaystyle a>b} и c<{\displaystyle c<0}, то ac<bc.{\displaystyle ac<bc.}
Некоторые алгебраические тождества
- Шаблон:Seealso
- (a+b)(a−b)=a2−b2{\displaystyle (a+b)(a-b)=a^{2}-b^{2}}
- (a+b)2=a2+2ab+b2;(a−b)2=a2−2ab+b2{\displaystyle (a+b)^{2}=a^{2}+2ab+b^{2};\;(a-b)^{2}=a^{2}-2ab+b^{2}}
- (a+b)3=a3+3a2b+3ab2+b3;(a−b)3=a3−3a2b+3ab2−b3{\displaystyle (a+b)^{3}=a^{3}+3a^{2}b+3ab^{2}+b^{3};\;(a-b)^{3}=a^{3}-3a^{2}b+3ab^{2}-b^{3}}
- a3+b3=(a+b)(a2−ab+b2);a3−b3=(a−b)(a2+ab+b2){\displaystyle a^{3}+b^{3}=(a+b)(a^{2}-ab+b^{2});\;a^{3}-b^{3}=(a-b)(a^{2}+ab+b^{2})}
9 класс
№ урока | Тема |
---|---|
1 | Повторение материала 8 класса 11 минут 54секунд |
2 | Повторение материала 8 класса. Решение систем уравнений 13 минут 57секунд |
3 | Квадратичная функция.y = ax2 12 минут 11секунд |
4 | Квадратичная функция y = ax2 + bx + c 14 минут 13секунд |
5 | Графиком квадратичной функции y = ax2 + bx + c. 14 минут 10секунд |
6 | Область определения функции 14 минут 11секунд |
7 | Промежутки возрастания и убывания функции 13 минут 51секунд |
8 | Чётность и нечётность функции 9 минут 51секунд |
9 | Неравенства и уравнения содержащие степень 14 минут 43секунд |
10 | Решение задач 12 минут 56секунд |
11 | Решение задач 11 минут 36секунд |
12 | Решение систем уравнений второго порядка. 14 минут 21секунд |
13 | Решение простейших систем, содержащих вторую степень 11 минут 37секунд |
14 | Решение простейших систем, содержащих вторую степень. 11 минут 37секунд |
15 | Различные способы решения систем уравнений. 11 минут 11секунд |
16 | Решение задач (1). 13 минут 5секунд |
17 | Решение задач.Закрепление (1). 11 минут 36секунд |
18 | Решение неравенств и систем неравенств второй степени с одной переменной. 9 минут 35секунд |
19 | Решение примеров. 17 минут 35секунд |
20 | Решение практических задач. 19 минут 35секунд |
21 | Решение квадратных неравенств методом интервалов 17 минут 5секунд |
22 | Решение примеров 15 минут 11секунд |
23 | Доказательство простых неравенств 14 минут 4секунд |
24 | Решение примеров 12 минут 17секунд |
25 | Решение примеров 11 минут 49секунд |
26 | Решение практических задач. 8 минут 11секунд |
27 | Решение практических задач. 9 минут 24секунд |
28 | Радианная мера угла 10 минут 32секунд |
29 | Поворот точки вокруг начала координат 14 минут 42секунд |
30 | Определение синуса. Косинуса. Тангенса и Котангенса угла 14 минут 6секунд |
31 | Решение примеров 13 минут 15секунд |
32 | Решение примеров 12 минут 38секунд |
33 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же аргумента 9 минут 39секунд |
34 | Решение примеров 12 минут 13секунд |
35 | Тригонометрические тождества 15 минут 18секунд |
36 | Радианная мера угла 10 минут 36секунд |
37 | Синус, косинус, тангенс и котангенс углов а И -а 12 минут 54секунд |
38 | Формулы сложения 11 минут 22секунд |
39 | Решение примеров 16 минут 16секунд |
40 | Синус и косинус двойного угла 16 минут 24секунд |
41 | Формулы приведения 10 минут 12секунд |
42 | Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов 17 минут 20секунд |
43 | Синус, косинус, тангенс и котангенс углов а и -а 12 минут 44секунд |
44 | Числовые последовательности 17 минут 0секунд |
45 | Арифметические прогрессия 11 минут 4секунд |
46 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии 11 минут 53секунд |
47 | Геометрическая прогрессия 10 минут 45секунд |
48 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 19 минут 29секунд |
49 | Решение задач 19 минут 29секунд |
50 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 10 минут 17секунд |
51 | Решение задач 9 минут 35секунд |
52 | Практические и мепредметные задачи (2 часть) 8 минут 26секунд |
53 | Решение задач (1 часть) 10 минут 1секунд |
54 | Решение задач (2 часть) 10 минут 1секунд |
55 | События 16 минут 3секунд |
56 | Решение задач 6 минут 30секунд |
57 | Вероятность события 9 минут 9секунд |
58 | Решение задач 8 минут 56секунд |
59 | Относительная частота случайного события 11 минут 40секунд |
60 | Случайные величины (1) 8 минут 5секунд |
61 | Случайные величины (2 часть) 8 минут 5секунд |
62 | Числовые характеристики случайных величин 10 минут 39секунд |
63 | Решение задач 9 минут 4секунд |
64 | Повторение 9 минут 58секунд |
10 класс
№ урока | Тема |
---|---|
1 | Множества. Операции над множествами 11 минут 16секунд |
2 | Множества. Решение задач 16 минут 20секунд |
3 | Решение задач на множества. 12 минут 52секунд |
4 | Высказывание отрицание конъюнкция и дизъюнкция 10 минут 26секунд |
5 | Логическая равносильность. Законы логики 11 минут 43секунд |
6 | Импликация, конверсия, инверсия и контрапозиция 11 минут 3секунд |
7 | Предикаты и кванторы 9 минут 57секунд |
8 | Законы правильного мышления (аргументации). Софизмы и парадоксы 11 минут 20секунд |
9 | Законы правильного мышления 11 минут 20секунд |
10 | Простой и сложный процент 15 минут 21секунд |
11 | Решение задач на простой и сложный процент 10 минут 44секунд |
12 | Система рациональных уравнений 18 минут 22секунд |
13 | Иррациональные уравнения и их системы 13 минут 35секунд |
14 | Простые рациональные уравнения и их системы 13 минут 16секунд |
15 | Простые иррациональные уравнения 16 минут 19секунд |
16 | Простые иррациональные уравнения и их системы 15 минут 58секунд |
17 | Простые иррациональные уравнения (2) 15 минут 33секунд |
18 | Задания контрольной работы 13 минут 5секунд |
19 | Решение задач 7 минут 44секунд |
20 | Решение задач. Повторение 12 минут 2секунд |
21 | Система простых иррациональных уравнений 13 минут 20секунд |
22 | Показательные уравнения 16 минут 4секунд |
23 | Показательные уравнения 12 минут 51секунд |
24 | Простые показательные уравнения и их системы 10 минут 26секунд |
25 | Простые показательные уравнения и их системы 13 минут 51секунд |
26 | Приближенное решение уравнений 16 минут 52секунд |
27 | Приближенное решение уравнений (2) 14 минут 9секунд |
28 | Простые рациональные неравенства 13 минут 1секунд |
29 | Простые рациональные неравенства и их системы 13 минут 10секунд |
30 | Простые иррациональные неравенства (1-часть) 9 минут 0секунд |
31 | Простые иррациональные неравенства (2-часть) 10 минут 13секунд |
32 | Отношения и отображения 11 минут 46секунд |
33 | Знаки синуса, косинуса и тангеса 16 минут 45секунд |
34 | Решение задач 16 минут 47секунд |
35 | Решение примеров 19 минут 29секунд |
36 | Понятие монотонности. Наименьшего и наибольшего значении элементарных функции 9 минут 14секунд |
37 | Линейные и квадратичные функции 9 минут 28секунд |
38 | Решение примеров 11 минут 13секунд |
39 | Простые рациональные уравнения и их системы 13 минут 20секунд |
40 | Функции y=sinx, y=cosx и моделирование с их помощью 10 минут 10секунд |
41 | Периодические процессы и наблюдения за ними 13 минут 10секунд |
42 | Периодические процессы и наблюдения за ними 12 минут 32секунд |
43 | Периодические процессы и наблюдения за ними 20 минут 5секунд |
44 | Простейшие тригонометрические уравнения 13 минут 13секунд |
45 | Простейшие тригонометрические уравнения 17 минут 33секунд |
46 | Простейшие тригонометрические неравенства 16 минут 26секунд |
47 | Преобразования графиков 12 минут 16секунд |
48 | Графики простых функций. Заданных в параметрическом виде 17 минут 55секунд |
49 | Показательная функция и её график 11 минут 19секунд |
50 | Простейшие тригонометрические уравнения (2-часть) 17 минут 33секунд |
51 | Решение задач 17 минут 12секунд |
52 | Простейшие логарифмические уравнения 11 минут 25секунд |
53 | Решение примеров 13 минут 55секунд |
54 | Простейшие логарифмические неравенства 12 минут 2секунд |
55 | Моделирование с помощью показательной и логарифмической функции (1 часть) 11 минут 5секунд |
56 | Моделирование с помощью показательной и логарифмической функции 9 минут 28секунд |
57 | Моделирование с помощью показательной и логарифмической функции (3) 10 минут 54секунд |
58 | Комплексные числа и операции над ними 12 минут 7секунд |
59 | Изображение комплексного числа 11 минут 0секунд |
60 | Комплексные числа вида 13 минут 29секунд |
61 | Произведение и частное комплексных чисел, заданных в тригонометрической форме 16 минут 4секунд |
62 | Извлечение квадратного корня из числа 8 минут 34секунд |
63 | Решение примеров 7 минут 53секунд |
Конспекты по предмету «Алгебра»
Изучение Алгебры шаг за шагом. Онлайн-учебник.
Кодификатор ОГЭ ТЕСТЫ по АЛГЕБРЕ Справочник для ОГЭ
Математика 5 и 6 классов
Дорофеев 5 класс. Контрольные работы
Учебник Алгебра 7 Мордкович
Учебник Алгебра 8 Макарычев Алгебра 8 класс. Поурочные планы
Материалы для УМК Мерзляк
Электронные формы учебников для 6-9 классов (ссылки):
- Онлайн-учебник: Математика 6 кл. / Мерзляк, Полонский, Якир (2014)
- Онлайн-учебник: Алгeбра 7 (углубленное изучение). Мерзляк, Поляков (2019)
- Онлайн-учебник: Алгeбра. 7 класс. В 2 частях/Мордкович М.: Мнемозина (2019)
- Онлайн-учебник: Алгeбра. 7 кл. / Макарычев и др. М.: Просвещение (2018)
- Онлайн-учебник: Алгeбра 8 (углубленное изучение). Мерзляк, Поляков (2019)
- Онлайн-учебник: Алгебра 8 Мордкович, Семенов (Просвещение, 2018)
- Онлайн-учебник: Алгебра 8 кл. Макарычев и др. (Просвещение 2019)
- Онлайн-учебник: Алгeбра 9 класс. Макарычев (Просвещение, 2017)
- Онлайн-учебник: Алгeбра 9 класс. Мордкович (Мнемозина, 2019)
Готовая домашняя работа, ГДЗ для 6-9 классов (ссылки)
- Решебник: ГДЗ Математика 5 класс Мерзляк Учебник
- Решебник: ГДЗ Математика 6 Мерзляк Учебник
- Решебник: ГДЗ Математика 6 Виленкин. Учебник в 2 частях.
- Решебник: ГДЗ Алгебра 7 класс. Учебник Макарычев, 2018.
- Решебник: ГДЗ Алгебра 8 Макарычев Учебник (упр. 1-262)
Алгебра (от араб. الْجَبْر, «аль-джабр» — восполнение) — раздел математики, который можно нестрого охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. Слово «алгебpа» также употребляется в общей алгебре в названиях различных алгебраических систем. В более широком смысле под алгеброй понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел.
Алгeбра как раздел математики традиционно включает следующие категории: Элементарная, Общая, Универсальная, Линейная (включая матрицы) и Алгебраическая комбинаторика.
Элементарная алгебpа, которая изучает свойства операций с вещественными числами. В ней постоянные и переменные обозначаются буквенными символами. Элементарная алгeбpа содержит правила преобразования математических выражений и уравнений с использованием этих символов. Обычно преподаётся в школе под названием aлгебра.
Кодификатор ОГЭ ТЕСТЫ по АЛГЕБРЕ Справочник для ОГЭ
Источники идей и цитат для конспектов по Алгебре:
- Макарычев Ю.Н. Учебники по Алгебре для 7, 8, 9 классов. — М.: Мнемозина.
- Лахова Н.В. Алгебра за 7 занятий. 7 класс: учебное пособие — М.: Просвещение, 2016.
- Томилина М.Е. Справочник по математике. 5-9 классы — СПб.: Издательский дом «Литера».
- ОГЭ. Математика : универсальный справочник / И.В. Третьяк. — М.: Эксмо, 2016
- Мерзляк А.Г. Учебники по Алгебре для 7, 8, 9 классов. — М.: Вентана-Граф.
- ОГЭ. Математика. Справочник с комментариями ведущих экспертов / Л.В. Кузнецова — М.: Просвещение.
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
↑яБЪГЭ ЮКЦЕАПШ Я ДПСЦХЛХ НАКЮЯРЪЛХ ЛЮРЕЛЮРХЙХ
пЪД ПЮГДЕКНБ ЛЮРЕЛЮРХЙХ БНГМХЙ МЮ ЦПЮМХЖЕ ЮКЦЕАПШ Я ДПСЦХЛХ ВЮЯРЪЛХ ЛЮРЕЛЮРХЙХ Х НЯМНБЮМ МЮ ПЮЯЯЛНРПЕМХХ ДНОНКМХРЕКЭМШУ ЯРПСЙРСП, ЯНЦКЮЯНБЮММШУ Я ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХЛХ НОЕПЮЖХЪЛХ.
рНОНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЮКЦЕАПЮ МЮВЮКЮ ЯБНЕ ЯСЫЕЯРБНБЮМХЕ Я ЙНМЙПЕРМШУ РНОНКНЦХВЕЯЙХУ ОНКЕИ (БЕЫЕЯРБЕММШУ, ЙНЛОКЕЙЯМШУ, p-ЮДХВЕЯЙХУ ВХЯЕК) Х ЦПСОО кХ. б ДЮКЭМЕИЬЕЛ, АШКХ ПЮГБХРШ РЕНПХЪ РНОНКНЦХВЕЯЙХУ ОНКЕИ Х РЕК, РЕНПХЪ ЦПСОО кХ Х НАЫХУ РНОНКНЦХВЕЯЙХУ ЦПСОО, РЕНПХЪ РНОНКНЦХВЕЯЙХУ ЙНКЕЖ (Б РНЛ ВХЯКЕ МНПЛХПНБЮММШЕ ЙНКЭЖЮ (АЮМЮУНБШ ЮКЦЕАПШ)), РЕНПХЪ РНОНКНЦХВЕЯЙХУ ОНКСЦПСОО, РЕНПХЪ РНОНКНЦХВЕЯЙХУ КХМЕИМШУ ОПНЯРПЮМЯРБ Х РНОНКНЦХВЕЯЙХУ ЛНДСКЕИ.
рЕНПХЪ СОНПЪДНВЕММШУ ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХУ ЯХЯРЕЛ БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ ПЮГБХРСЧ РЕНПХЧ СОНПЪДНВЕММШУ ЦПСОО, РЕНПХЧ СОНПЪДНВЕММШУ ОНКЕИ, РЕК Х ЙНКЕЖ, РЕНПХЧ СОНПЪДНВЕММШУ ОНКСЦПСОО, ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХЕ ЮЯОЕЙРШ СОНПЪДНВЕММШУ ЛМНФЕЯРБ.
дХТТЕПЕМЖХЮКЭМЮЪ ЮКЦЕАПЮ – ПЮГДЕК ЮКЦЕАПШ, ХГСВЮЧЫХИ НАЗЕЙРШ, Б ЙНРНПШУ, МЮПЪДС Я НЯМНБМШЛХ НОЕПЮЖХЪЛХ, ХЛЕЧРЯЪ НОЕПЮРНПШ ДХТТЕПЕМЖХПНБЮМХЪ: ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШЕ ОНКЪ Х ЙНКЭЖЮ, ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШЕ ЛНДСКХ, ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШЕ ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХЕ ЛМНЦННАПЮГХЪ. пЮГБХРШЛХ МЮОПЮБКЕМХЪЛХ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМНИ ЮКЦЕАПШ ЪБКЪЧРЯЪ РЕНПХЪ цЮКСЮ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШУ ОНКЕИ, РЕНПХЪ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШУ ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХУ ЦПСОО, ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХУ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШУ СПЮБМЕМХИ, РЕНПХЪ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШУ ПЮГЛЕПМНЯРМШУ ЛМНЦНВКЕМНБ, ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМЮЪ ЮКЦЕАПЮ. дХТТЕПЕМЖХЮКЭМЮЪ ЮКЦЕАПЮ ПЮГБХБЮЕР ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХИ ЮООЮПЮР ДКЪ РЕНПХХ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШУ СПЮБМЕМХИ, Б РН БПЕЛЪ ЙЮЙ ПЮГМНЯРМЮЪ ЮКЦЕАПЮ ПЮГБХБЮЕР ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙСЧ РЕУМХЙС ДКЪ ПЮГМНЯРМШУ СПЮБМЕМХИ.
я 40-У ЦНДНБ Б ЛЮРЕЛЮРХЙС БНЬКН ОНМЪРХЕ ЙЮРЕЦНПХХ, БШДЕКЪЧЫЕЕ ПЪД ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХУ ЯБНИЯРБ ЯНБНЙСОМНЯРЕИ ЛНПТХГЛНБ НДМНРХОМШУ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХУ НАЗЕЙРНБ (ЛМНФЕЯРБ, РНОНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНЯРПЮМЯРБ, ЦПСОО, ЛНДСКЕИ Х Р.О.). бНГМХЙЬХИ БМЮВЮКЕ ОНД БКХЪМХЕЛ ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙНИ РНОНКНЦХХ, Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ЪГШЙ ЙЮРЕЦНПХИ Х ТСМЙРНПНБ ЯРЮК ХЦПЮРЭ НАЗЕДХМЪЧЫСЧ Х СМХТХЖХПСЧЫСЧ ПНКЭ ДКЪ ЛМНЦХУ ПЮГДЕКНБ ЛЮРЕЛЮРХЙХ (Б ВЮЯРМНЯРХ, ДКЪ ЮМЮКХГЮ БЕГДЕЯСЫЕЦН ОПХМЖХОЮ ДБНИЯРБЕММНЯРХ). нДМХЛ ХГ МЮХАНКЕЕ ПЮГБХРШУ ПЮГДЕКНБ РЕНПХХ ЙЮРЕЦНПХИ ЪБКЪЕРЯЪ РЕНПХЪ ЮАЕКЕБШУ ЙЮРЕЦНПХИ, Б ПЮЛЙЮУ ЙНРНПНИ НЯСЫЕЯРБКЪЧРЯЪ НЯМНБМШЕ ОНЯРПНЕМХЪ ЦНЛНКНЦХВЕЯЙНИ ЮКЦЕАПШ. юЙРХБМН ПЮГБХБЮЕРЯЪ РЕНПХЪ РНОНЯНБ.
цНЛНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЮКЦЕАПЮ БНГМХЙКЮ ЙЮЙ ПЮГДЕК ЮКЦЕАПШ, НЯМНБМШЛ НАЗЕЙРНЛ ХГСВЕМХЪ ЙНРНПНЦН ЪБКЪЧРЯЪ ОПНХГБНДМШЕ ТСМЙРНПШ МЮ ПЮГКХВМШУ ЙЮРЕЦНПХЪУ ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙХУ НАЗЕЙРНБ (ЛНДСКЕИ МЮД ДЮММШЛ ЙНКЭЖНЛ, ОСВЙНБ Х Р.Д.). нДМХЛ ХГ ХЯРНЙНБ ЦНЛНКНЦХВЕЯЙНИ ЮКЦЕАПШ ЪБХКЮЯЭ РЕНПХЪ ЦНЛНКНЦХИ РНОНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНЯРПЮМЯРБ. б ЯБНЧ НВЕПЕДЭ, Б ЮКЦЕАПЕ Б ЯБЪГХ Я ХГСВЕМХЕЛ ПЮЯЬХПЕМХИ ЦПСОО ТЮЙРХВЕЯЙХ ПЮЯЯЛЮРПХБЮКХЯЭ ОЕПБЮЪ Х БРНПЮЪ ЦПСООШ ЦНЛНКНЦХИ Х ЙНЦНЛНКНЦХИ. цПСООШ ЙНЦНЛНКНЦХИ ЦПСОО БН БЯЕУ ПЮГЛЕПМНЯРЪУ АШКХ ББЕДЕМШ я.щИКЕМАЕПЦНЛ Х я.лЮЙКЕИМНЛ (1943 Ц.), д.й.тЮДДЕЕБШЛ (1947 Ц.). гМЮВХРЕКЭМШИ ОНДЦНРНБХРЕКЭМШИ ЛЮРЕПХЮК АШК ПЮГПЮАНРЮМ Б РЕНПХХ ЮЯЯНЖХЮРХБМШУ ЮКЦЕАП, ЮКЦЕАП кХ, Б РЕНПХХ ЙБЮДПЮРХВМШУ ТНПЛ. б ЯЕПЕДХМЕ 40-У ЦНДНБ 20 Б. ЦНЛНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЮКЦЕАПЮ БШДЕКЪЕРЯЪ Б ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМСЧ НАКЮЯРЭ ЮКЦЕАПШ Я ПЮГБХРНИ РЕНПХЕИ ОПНХГБНДМШУ ТСМЙРНПНБ, ПЕГНКЭБЕМР, ЯОЕЙРПЮКЭМШУ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМНЯРЕИ, ЦНЛНКНЦХВЕЯЙХУ СЛМНФЕМХИ, ЦНЛНКНЦХИ Х ЙНЦНЛНКНЦХИ ЮКЦЕАП. лНЦНЦПЮТХЪ ю.йЮПРЮМЮ Х я.щИКЕМАЕПЦЮ ДНЯРЮРНВМН ОНКМН ОПЕДЯРЮБХКЮ НЯМНБШ ЦНЛНКНЦХВЕЯЙНИ ЮКЦЕАПШ. лЕРНДШ ЦНЛНКНЦХВЕЯЙНИ ЮКЦЕАПШ ЬХПНЙН ХЯОНКЭГСЧРЯЪ Б ЯЮЛШУ ПЮГКХВМШУ ПЮГДЕКЮУ ЛЮРЕЛЮРХЙХ – Б ТСМЙЖХНМЮКЭМНЛ ЮМЮКХГЕ, Б РЕНПХХ ТСМЙЖХИ ЙНЛОКЕЙЯМНЦН ОЕПЕЛЕММНЦН, Б РЕНПХХ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМШУ СПЮБМЕМХИ, Б K-РЕНПХХ, Б ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙНИ ЦЕНЛЕРПХХ, Б ЮКЦЕАПЮХВЕЯЙНИ РЕНПХХ ВХЯЕК.
Новые технологии науки алгебра
В настоящее время существует множество новых технологий, связанных с наукой алгебра, которые позволяют более эффективно применять ее на практике.
Ниже приведен список некоторых из них:
- Компьютерные программы для решения уравнений и систем уравнений — это программы, которые могут автоматически решать сложные математические задачи, которые ранее могли занять много времени и усилий.
- Математические моделирование — это процесс создания моделей реальных систем, используя алгебру и другие математические инструменты. Математические моделирование широко используется в науке, инженерии, физике, экономике и других областях.
- Машинное обучение — это метод искусственного интеллекта, который использует алгебру для создания моделей, которые могут самостоятельно обучаться и принимать решения на основе большого объема данных.
- Квантовые вычисления — это технология, основанная на принципах квантовой механики, которая позволяет выполнять сложные вычисления, недоступные для традиционных компьютеров. Алгебра играет важную роль в квантовых вычислениях, поскольку она используется для представления квантовых состояний и операций.
- Интерактивное обучение — это метод обучения, который использует интерактивные технологии, такие как игры и симуляции, для помощи студентам в изучении математики и алгебры. Интерактивные технологии позволяют студентам изучать материал в своем собственном темпе и обеспечивают более эффективный способ обучения.
Эти новые технологии помогают сделать науку алгебра более доступной и применимой в различных областях науки и технологии.
Преобразование (конструирование) графиков функций
- График функции y=- f(x) получается из графика функции y=f (x) зеркальным отражением от оси абсцисс.
- График функции y=|f(x)| получается зеркальным отражением от оси абсцисс той части графика функции y=f (x), которая лежит ниже оси абсцисс.
- График функции y=f(|x|) получается из графика функции y=f (x) следующим образом: оставляют часть графика справа от оси ординат и отображают эту же часть симметрично ей самой относительно оси ординат.
- График функции y=A∙f(x) получается из графика функции y=f (x) растяжением в А раз вдоль оси ординат. (Ордината каждой точки графика функции y=f (x) умножается на число А).
- График функции y=f(k∙x) получается из графика функции y=f (x) сжатием в k раз при k > 1 или растяжением в k раз при 0
- График функции y=f(x- m) получается из графика функции y=f (x) параллельным переносом на m единичных отрезков вдоль оси абсцисс.
- График функции y=f(x)+n получается из графика функции y=f (x) параллельным переносом на n единичных отрезков вдоль оси ординат.
Врата алгебры
1.1. Множества1.1.1. Подмножества1.1.2. Числовые множества1.1.3. Мощность множества1.1.4. Операции (действия) с множествами1.1.5. Отображение множеств1.1.6. Обратное отображение1.1.7. Композиция отображений
1.2. Основы математической логики1.2.1. Высказывания и высказывательные формы1.2.2.Логические операции (действия над высказываниями)1.2.3. Отрицание высказывания1.2.4. Конъюнкция (логическое умножение высказываний)1.2.5. Дизъюнкция (логическое сложение высказываний)1.2.6. Импликация. Необходимое условие. Достаточное условие1.2.7. Логическое следствие1.2.8. Эквиваленция. Необходимое и достаточное условие