Законы арифметики

2.3. Какие системы счисления используют специалисты для общения с компьютером

Кроме десятичной широко используются системы с основанием, являющимся целой
степенью числа 2, а именно:

  • двоичная (используются цифры 0, 1);
  • восьмеричная (используются цифры 0, 1, …, 7);
  • шестнадцатеричная (для первых целых чисел от нуля до девяти
    используются цифры 0, 1, …, 9, а для следующих чисел — от десяти до
    пятнадцати — в качестве цифр используются символы A, B, C, D, E, F).
10-я 2-я 8-я 16-я
1 1 1 1
2 10 2 2
3 11 3 3
4 100 4 4
5 101 5 5
6 110 6 6
7 111 7 7
8 1000 10 8
9 1001 11 9
10-я 2-я 8-я 16-я
10 1010 12 A
11 1011 13 B
12 1100 14 C
13 1101 15 D
14 1110 16 E
15 1111 17 F
16 10000 20 10
17 10001 21 11
18 10010 22 12
19 10011 23 13

Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для
технической реализации в компьютерах двоичная система счисления
.

2.7. Как пеpевести пpавильную десятичную дpобь в любую другую позиционную систему счисления

Для перевода правильной дроби из десятичной системы счисления
в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) нужно умножить
исходную дробь и дробные части получающихся произведений на основание,
представленное в десятичной системе. Целые части получающихся произведений дают
последовательность цифр, которая является представлением дроби в двоичной
(восьмеричной, шестнадцатеричной) системе счисления.

Пример. Переведем число 0,36 из десятичной системы в двоичную,
восьмеричную и шестнадцатеричную:

Для чисел, имеющих как целую, так и дробную части, перевод из
десятичной системы счисления в другую осуществляется отдельно для целой и
дробной частей по правилам, указанным
выше.

Да какая разница?

Действительно, настолько ли это важно – какое действие в примере выполнить первым, какое вторым?

Рассмотрим примеры:

10 – 5 + 2 = ?

Если мы будем выполнять действия по порядку, получим:

  1. 10 – 5 = 5;
  2. 5 + 2 = 7.

Попробуем иначе:

  1. 5 + 2 = 7;
  2. 10 – 7 = 3.

Получили два разных ответа. Но так быть не должно, следовательно, порядок выполнения действий имеет значение. Тем более, если в выражении имеются скобки:

25 – (18+2) = ?

Пробуем решить двумя способами:

  1. 25 – 18 + 2 = 9;
  2. 25 – 20 = 5.

Ответы разные, а для того чтобы определить порядок действий, в выражении стоят скобки – они показывают, какое действие нужно выполнить первым. Значит, правильным будет такое решение:

  1. 18 + 2 = 20;
  2. 25 – 20 = 5.

Другого решения у ответа у примера быть не должно.

Итак:

Правило первое: Математические действия в выражении выполняются по порядку, начиная с левого, направо.
Правило второе: Если в выражении есть скобки, действие в скобках выполняется в первую очередь, а затем следуют действия по порядку, слева направо.

Сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание

В школе дается следующее правило, определяющее порядок выполнения действий в выражениях без скобок:

  • действия выполняются по порядку слева направо,
  • причем сначала выполняется умножение и деление, а затем – сложение и вычитание.

Озвученное правило воспринимается достаточно естественно. Выполнение действий по порядку слева направо объясняется тем, что у нас принято вести записи слева направо. А то, что умножение и деление выполняется перед сложением и вычитанием объясняется смыслом, который в себе несут эти действия.

Рассмотрим несколько примеров применения этого правила. Для примеров будем брать простейшие числовые выражения, чтобы не отвлекаться на вычисления, а сосредоточиться именно на порядке выполнения действий.

Пример.

Выполните действия 7−3+6.

Решение.

Исходное выражение не содержит скобок, а также оно не содержит умножения и деления. Поэтому нам следует выполнить все действия по порядку слева направо, то есть, сначала мы от 7 отнимаем 3, получаем 4, после чего к полученной разности 4 прибавляем 6, получаем 10.

Кратко решение можно записать так: 7−3+6=4+6=10.

Ответ:

7−3+6=10.

Пример.

Укажите порядок выполнения действий в выражении 6:2·8:3.

Решение.

Чтобы ответить на вопрос задачи, обратимся к правилу, указывающему порядок выполнения действий в выражениях без скобок. В исходном выражении содержатся лишь действия умножения и деления, а согласно правилу, их нужно выполнять по порядку слева направо.

Ответ:

сначала 6 делим на 2, это частное умножаем на 8, наконец, полученный результат делим на 3.

Пример.

Вычислите значение выражения 17−5·6:3−2+4:2.

Решение.

Сначала определим, в каком порядке следует выполнять действия в исходном выражении. Оно содержит и умножение с делением, и сложение с вычитанием. Сначала слева направо нужно выполнить умножение и деление. Так 5 умножаем на 6, получаем 30, это число делим на 3, получаем 10. Теперь 4 делим на 2, получаем 2. Подставляем в исходное выражение вместо 5·6:3 найденное значение 10, а вместо 4:2 — значение 2, имеем 17−5·6:3−2+4:2=17−10−2+2.

В полученном выражении уже нет умножения и деления, поэтому остается по порядку слева направо выполнить оставшиеся действия: 17−10−2+2=7−2+2=5+2=7.

Ответ:

17−5·6:3−2+4:2=7.

На первых порах, чтобы не перепутать порядок выполнения действий при вычислении значения выражения, удобно над знаками действий расставить цифры, соответствующие порядку их выполнения. Для предыдущего примера это выглядело бы так: .

Этого же порядка выполнения действий – сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание — следует придерживаться и при работе с буквенными выражениями.

Основы арифметики в классе

Основные арифметические операции выполняются на уроках математики в первые классы школы . В начальной школе ( ) арифметика сначала преподается с небольшими натуральными числами, а затем расширяется за счет включения более крупных чисел. Уроки также включают таблицы умножения, деление на остаток , решение простых уравнений и правило трех . Есть в ум , написанный арифметиком, вычисление опрокидывания и приложение в виде текстовых задач практиковали. Для удобного расчета используются простые законы расчета. В первые годы средней школы ( ) также рассматриваются отрицательные числа, вводятся дроби и, следовательно, рациональные числа, а также рассматриваются законы, относящиеся к связи четырех основных арифметических операций.

2.1. Что такое система счисления

Система счисления — это способ представления любого
числа посредством алфавита символов, называемых цифрами.

Существуют позиционные и непозиционные системы счисления.

В непозиционных системах счисления вес цифры (т. е. тот вклад, который
она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа.
Так, в римской системе счисления в числе ХХХII (тридцать два) вес цифры Х в
любой позиции равен просто десяти.

В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в
зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих
число. Например, в числе 757.7 первая семерка означает 7 сотен, вторая — 7
единиц, а третья — 7 десятых долей единицы.

Сама же запись числа 757.7 означает сокращенную запись выражения

700 + 50 + 7 + 0,7 = 7. 102 +
5. 101 + 7.
10 + 7. 10—1 =
757,7.

Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием.
 

Основание позиционной системы счисления — количество
различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе
счисления.

За основание системы можно принять любое натуральное число — два, три, четыре
и т.д. Следовательно, возможно бесчисленное множество позиционных систем:
двоичная, троичная, четверичная и т.д. Запись чисел в каждой из систем счисления
с основанием  q  означает сокращенную запись выражения


an-1 qn-1 + an-2 qn-2
+ … + a1 q1 + a q +
a-1 q-1 + … + a-m q-m,

ainm

Четыре основных арифметических операции

добавление

Пример добавления
1+2знак равно3{\ displaystyle 1 + 2 = 3}

Основная статья : Дополнение

Сложение — это процесс совместного подсчета двух (или более) чисел. Оператором сложения является знак плюс +, операнды называются слагаемыми , термин сумма и результат называются суммой значение / значение суммы:

Сложение + сложение = сумма значения

Результатом сложения натуральных чисел снова является натуральное число. При запоминании и используя элементарные арифметические методы , малые числа могут быть добавлены в вашей голове. Добавление больших чисел может производиться вручную с помощью письменного сложения .

вычитание

Пример вычитания
5-1знак равно4-й{\ displaystyle 5-1 = 4}

Основная статья : вычитание

Вычитание — это вычитание одного числа из другого числа. Оператором вычитания является знак минус -, два операнда называются minuend и subtrahend , терминов и результат называется значением разности / значением разницы.

Minuend — Subtrahend = значение разницы

Однако результатом вычитания двух натуральных чисел снова будет только натуральное число, если уменьшаемое больше, чем вычитаемое. Если minuend и subtrahend совпадают, результатом является число ноль , которое часто также считается среди натуральных чисел. Если вычитаемое больше минимального, результатом будет отрицательное число . Поэтому, чтобы иметь возможность выполнять вычитание без ограничений, диапазон чисел расширен до целых чисел . Вычитание больших чисел можно производить вручную с помощью письменного вычитания .

умножение

Пример умножения
3⋅5знак равно15-е{\ Displaystyle 3 \ cdot 5 = 15}

Основная статья : Умножение

Умножение — это взятие двух (или более) чисел. Оператор умножения — это знак · (или x), операнды — это вызываемый и умножаемое, термин продукт, а результат — стоимость продукта / стоимость продукта:

Множитель · Множитель = стоимость продукта

Если нет необходимости проводить различие между множителем и множимым, их часто вместе называют .

Если множители являются натуральными или целыми числами, результатом умножения снова будет натуральное или целое число. Запоминая таблицы умножения, маленькие числа можно умножать в уме. Умножение больших чисел можно производить вручную с помощью письменного умножения .

разделение

Пример деления
12-е3знак равно4-й{\ displaystyle 12: 3 = 4}

Основная статья : Дивизия (математика)

Деление — это процесс деления одного числа на другое. Оператором деления является знак  деления (или  ), два операнда называются делимым и делителем , термин частное и результат называется значением частного / значением частного:

Дивиденд: делитель = частное значение

Однако результатом деления двух натуральных или целых чисел снова будет только натуральное или целое число, если делимое кратно делителю. В противном случае вы получите дробь . Поэтому, чтобы можно было выполнять деление без ограничений, диапазон чисел расширен за счет включения рациональных чисел . Однако деление на ноль не может быть определено осмысленно. Деление больших чисел можно производить вручную с помощью письменного деления .

Порядок действий в выражениях без скобок

Для правильного вычисления выражений, в которых нужно произвести более одного действия, нужно знать порядок выполнения арифметических действий. Арифметические действия в выражении без скобок условились выполнять в следующем порядке:

  1. Если в выражении присутствует возведение в степень, то сначала выполняется это действие в порядке следования, т. е. слева направо.
  2. Затем (при наличии в выражении) выполняются действия умножения и деления в порядке их следования.
  3. Последними (при наличии в выражении) выполняются действия сложения и вычитания в порядке их следования.

В качестве примера рассмотрим следующее выражение:

3 · 42 – 23 : 2 + 20

Сначала необходимо выполнить возведение в степень (число 4 возвести в квадрат и число 2 в куб):

3 · 16 – 8 : 2 + 20

Затем выполняются умножение и деление (3 умножить на 16 и 8 разделить на 2):

48 – 4 + 20

И в самом конце, выполняются вычитание и сложение (из 48 вычесть 4 и к результату прибавить 20):

48 – 4 + 20 = 44 + 20 = 64

Первый способ

  • Каждое действие записывается отдельно со своим номером под примером.
  • После выполнения последнего действия ответ обязательно записывается в исходный пример.

При расчёте результатов действий с двузначными и/или трёхзначными числами обязательно приводите свои расчёты в столбик.

Второй способ

Второй способ называется запись “цепочкой”. Все вычисления проводятся в точно таком же порядке действий, но результаты записываются сразу после знака равно.

Если выражение содержит скобки, то сначала выполняют действия в скобках.

Внутри самих скобок действует правило порядка действий как в выражениях без скобок.

Если внутри скобок находятся ещё одни скобки, то сначала выполняются действия внутри вложенных (внутренних) скобок.

Математические действия с нулем

Круглый нуль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки.

В примерах нуль как число не встречается, но он может быть результатом какого-либо промежуточного действия, например:

5 × (8 : 2 – 4) = ?

  1. 8 : 2 = 4;
  2. 4 – 4 = 0;
  3. 5 × 0 = ?

При умножении на 0 правило гласит, что в результате всегда получится 0. Почему? Объяснить можно просто: что такое умножение? Это одно и то же число, сложенное с себе подобным несколько раз. Иначе:

0 × 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0;

Деление на 0 бессмысленно, а деление нуля на любое число даст в результате всегда 0:

0 : 5 = 0.

Да и как может быть иначе, когда делить-то нечего? Если у вас нет яблок, поделиться с друзьями вам нечем.

Напомним другие арифметические действия с нулем:

а + 0 = а;
0 + а = а (от перестановки слагаемых сумма не меняется);
а – 0 = а;
0 – а = — а (число, противоположное вычитаемому).

Задания для самостоятельного решения

Задание 1. Найдите значение выражения: 5 + 2 − 2 − 1 Решение

Дополнительные примеры

В данном разделе мы познакомимся с порядком действий, с выражениями со скобками и без них.

1) Если тебе нужно выполнить только сложение и вычитание или только умножение и деление, то все действия выполняют по порядку слева направо.

Например, 

В числовом выражении 3 арифметических действия: сложение, вычитание и вычитание.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: так как нет ни умножения ни деления, действия выполняют по порядку слева направо:

Вычисляем:

1) 10 + 15 = 25

2) 25 – 6 = 19

3) 19 – 8 = 11

Полностью пример записываем так:

10 + 15 – 6 – 8 = 25 – 6 – 8 = 19 – 8 = 11

Например, 

В числовом выражении 3 арифметических действия: деление, умножение и деление.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: так как нет ни сложения ни вычитания, действия выполняют по порядку слева направо:

Вычисляем:

1) 15 : 5 = 3

2) 3 • 4 = 12

3) 12 : 6 = 2

Полностью пример записываем так:

15 : 5 • 4 : 6 = 3 • 4 : 6 = 12 : 6 = 2

2) Если тебе нужно выполнить несколько арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление), то сначала выполняют умножение и деление по порядку слева направо, а затем сложение и вычитание по порядку слева направо.

Например, 

В числовом выражении 4 арифметических действия: вычитание, деление, сложение и умножение.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: сначала производим деление, потом умножение, затем вычитание и сложение.

1)15 : 3 = 5

2) 6 • 8 = 48

3) 10 – 5 = 5

4) 5 + 48 = 53

Полностью пример записываем так:

10 – 15 : 3 + 6 • 8 = 10 – 5 + 6 • 8 = 10 – 5 + 48 = 5 + 48 = 53

3) Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках, но обязательно учитывать первое и второе правила.

Например,

В числовом выражении 4 арифметических действия: вычитание, деление, сложение и умножение.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: сначала производим вычитание в скобках, затем деление, потом умножение и сложение.

1) 25 – 10 = 15

2) 15 : 3 = 5

3) 6 • 8 = 48

4) 5 + 48 = 53

Полностью пример записываем так:

(25 – 10) : 3 + 6 • 8 = 15 : 3 + 6 • 8 = 5 + 6 • 8 = 5 + 48 = 53

Например, 

В числовом выражении 4 арифметических действия: сложение, деление, сложение и деление.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: сначала производим действия в скобках (деление, затем сложение), затем деление, потом сложение.

1) 12 : 4 = 3

2) 6 + 3 = 9

3) 18 : 9 = 2

4) 42 + 2 = 44

Полностью пример записываем так:

42 + 18 : (6 + 12 : 4) = 42 + 18 : (6 + 3) = 42 + 18 : 9 = 42 + 2 = 44

Правила действий с отрицательными и положительными числами

Абсолютной величиной (или абсолютным значением) отрицательного числа называется
положительное
число, получаемое от перемены его знака (-) на обратный (+). Абсолютная
величина -5 есть +5, т. е. 5. Абсолютной величиной положительного числа (а также числа ) называется само это число.

Знак абсолютной величины — две прямые черты, в которые заключается число, абсолютная величина которого берется. Например,

|-5| = 5,
|+5| = 5,
| 0 | = 0.

Сложение чисел с одинаковым знаком

сложении

Примеры.
(+8) + (+11) = 19;
(-7) + (-3) = -10.

б) При сложении двух чисел с разными знаками из абсолютной величины одного из них вычитается абсолютная величина другого (меньшая из большей) а ставится знак того числа, у которого абсолютная величина больше.

Примеры.
(-3) + (+12) = 9;
(-3) + (+1) = -2.

Вычитание (сложение) чисел с разными знаками

Вычитание

Примеры.
(+7) — (+4) = (+7) + (-4) = 3;
(+7) — (-4) = (+7) + (+4) = 11;
(-7) — (-4) = (-7) + (+4) = -3;
(-4) — (-4) = (-4) + (+4) = 0;

Замечание. При выполнении сложения и вычитания, особенно когда имеем дело с несколькими числами, лучше всего поступать так: 1) освободить все числа от скобок, при этом перед числом поставить знак « + », если прежний знак перед скобкой был одинаков со знаком в скобке, и « — », если он был противоположен знаку в скобке; 2) сложить абсолютные величины всех чисел, имеющих теперь слева знак +; 3) сложить абсолютные величины всех чисел, имеющих теперь слева знак -; 4) из большей суммы вычесть меньшую и поставить знак, соответствующий большей сумме.

Пример.
(-30) — (-17) + (-6) — (+12) + (+2);
(-30) — (-17) + (-6) — (+12) + (+2) = -30 + 17 — 6 — 12 + 2;
17 + 2 = 19;
30 + 6 + 12 = 48;
48 — 19 = 29.

Результат есть отрицательное число -29, так как большая сумма (48) получилась от сложения абсолютных величин тех чисел,
перед которыми стоили минусы в выражении
-30 + 17 – 6 -12 + 2.
На это последнее выражение можно смотреть и как на сумму чисел -30, +17, -6, -12, +2, и как на результат последовательного прибавления к числу -30 числа 17, затем вычитания числа 6, затем вычитания 12 и, наконец, прибавления 2. Вообще на выражение а — b + с — d и т. д. можно смотреть и как на сумму чисел (+а), (-b), (+с), (-d), и как на результат таких последовательных действий:
вычитания из (+а) числа (+b) , прибавления ( +c), вычитании ( +d) и т. д.

Умножение чисел с разными знаками

умножении

Схема (правило знаков при умножении):

+

*

+

=

+

+

*

=

*

+

=

*

=

+

Примеры.
( + 2,4) * (-5) = -12; 
(-2,4) * (-5) = 12; 
(-8,2) * (+2) = -16,4.

Примеры.
(+1/3) * (+2) * (-6) * (-7) * (-1/2) = -14 (три отрицательных сомножителя);
(-1/3) * (+2) * (-3) * (+7) * (+1/2) = 7 (два отрицательных сомножителя).

делении

Примеры.
(-6) : (+3) = -2;
(+8) : (-2) = -4; 
(-12) : (-12) = + 1.

Главные правила по теме

Говоря о главных и неглавных математических действиях, нужно сказать, что четыре основных действия можно свести к двум: сложение и умножение. Если вычитание и деление представляется для школьников сложным, правила сложения и умножения они запоминают быстрее. Действительно, выражение 5 – 2 можно записать иначе:

2 + х = 5.

Аналогично:

8 : 2 = у × 2 = 8.

В случаях с умножением действуют правила, схожие со свойствами сложения: от перестановки множителей произведение не изменится:

5 × 4 = 4 × 5.

При решении сложных задач первое действие — то, которое выделено скобками, затем — деление или умножение, потом все остальные действия по порядку.
Когда нужно решить примеры без скобок, вначале выполняется умножение или деление, далее — вычитание либо сложение.

Примеры решения задач

Пример 1

Задача

Решить уравнение , где – действительные числа.

Решение

Из уравнения комплексных чисел получается: , . Решая эту систему, у нас получается , .

Ответ

, .

Рассмотрим на примере сложение и вычитание комплексных чисел.

Пример 2

Задача

Решить уравнение:

Решение

Согласно формуле на сложение и отнимание комплексных чисел – .

Ответ

Рассмотрим на примере умножение комплексных чисел.

Пример 3

Задача

Найти произведение комплексных чисел и

Решение

Ответ

Делить комплексные числа необходимо исключительно ориентируясь на формулу. Покажем на примере, как находить частное.

Пример 4

Задача

Найти частное:

Решение

.

Ответ

.

Сочетательный закон сложения

Сочетательный закон сложения говорит о том, что результат сложения нескольких слагаемых не зависит от порядка действий. Этот закон позволяет группировать слагаемые для удобства их вычислений.

Рассмотрим сумму из трёх слагаемых:

2 + 3 + 5

Чтобы вычислить данное выражение, можно сначала сложить числа 2 и 3 и полученный результат сложить с числом 5. Для удобства сумму чисел 2 и 3 можно заключить в скобки, указывая тем самым, что эта сумма будет вычислена в первую очередь:

2 + 3 + 5 = (2 + 3) + 5 = 5 + 5 = 10

Либо можно сложить числа 3 и 5, затем полученный результат сложить с числом 2

2 + 3 + 5 = 2 + (3 + 5) = 2 + 8 = 10

Видно, что в обоих случаях получается один и тот же результат.

Таким образом, между выражениями (2 + 3) + 5 и 2 + (3 + 5) можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению:

(2 + 3) + 5 = 2 + (3 + 5)

10 = 10

Запишем сочетательный закон сложения с помощью переменных:

(a + b) + c = a + (b + c)

Порядок выполнения действий

В данном разделе мы познакомимся с порядком действий, с выражениями со скобками и без них.

1) Если тебе нужно выполнить только сложение и вычитание или только умножение и деление, то все действия выполняют по порядку слева направо.

Например,

В числовом выражении 3 арифметических действия: сложение, вычитание и вычитание.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: так как нет ни умножения ни деления, действия выполняют по порядку слева направо:

Полностью пример записываем так:

10 + 15 — 6 — 8 = 25 — 6 — 8 = 19 — 8 = 11

Например,

В числовом выражении 3 арифметических действия: деление, умножение и деление.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: так как нет ни сложения ни вычитания, действия выполняют по порядку слева направо:

Полностью пример записываем так:

15 : 5 • 4 : 6 = 3 • 4 : 6 = 12 : 6 = 2

2) Если тебе нужно выполнить несколько арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление), то сначала выполняют умножение и деление по порядку слева направо, а затем сложение и вычитание по порядку слева направо.

Например,

В числовом выражении 4 арифметических действия: вычитание, деление, сложение и умножение.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: сначала производим деление, потом умножение, затем вычитание и сложение.

Полностью пример записываем так:

10 — 15 : 3 + 6 • 8 = 10 — 5 + 6 • 8 = 10 — 5 + 48 = 5 + 48 = 53

3) Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках, но обязательно учитывать первое и второе правила.

Например,

В числовом выражении 4 арифметических действия: вычитание, деление, сложение и умножение.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: сначала производим вычитание в скобках, затем деление, потом умножение и сложение.

Полностью пример записываем так:

(25 — 10) : 3 + 6 • 8 = 15 : 3 + 6 • 8 = 5 + 6 • 8 = 5 + 48 = 53

Например,

В числовом выражении 4 арифметических действия: сложение, деление, сложение и деление.

Определим порядок действий и запишем их над арифметическими знаками: сначала производим действия в скобках (деление, затем сложение), затем деление, потом сложение.

Сложение двоичных чисел

Правила сложения двоичных чисел похожи на привычные нам: сложение происходит поразрядно справа налево, при этом важно помнить о переносе чисел в новый разряд. В десятичной системе у нас всего 10 цифр: от 0 до 9

Когда мы складываем 1 и 9, у нас получается переполнение, так как больше 9 в одном разряде нельзя записать. Поэтому мы переносим единицу в следующий, получаем 10

В десятичной системе у нас всего 10 цифр: от 0 до 9. Когда мы складываем 1 и 9, у нас получается переполнение, так как больше 9 в одном разряде нельзя записать. Поэтому мы переносим единицу в следующий, получаем 10.

Двоичная система работает аналогично: чтобы понять, как складывать числа, нужно помнить об этом переполнении. Всего в двоичной системе две цифры — 0 и 1. Если сложить 1 и 1, мы получим переполнение, а значит, единица пойдёт в следующий разряд, результатом станет 10 (только не «десять», а «один-ноль»).

Если представить правила сложения двоичных чисел в общем виде, получим такую таблицу:

Изображение: Skillbox Media

Но лучше разобраться на примерах.

Пример 1. Давайте сложим 1100 и 101.

Изображение: Skillbox Media

Рассмотрим пример подробнее. Как мы уже упоминали ранее, сложение происходит справа налево. Разряды считаются тоже справа налево:

  • Первый: 0 + 1 = 1.
  • Второй: 0 + 0 = 0.
  • Третий: 1 + 1 = 10 — переполнение, единица переходит в следующий разряд.
  • Четвёртый: 1 + 0 + 1 = 10 — добавляем единицу из прошлого разряда, получаем переполнение, единица переходит в следующий разряд.
  • Пятый: 0 + 0 + 1 = 1 — единица пришла из предыдущего разряда.

Пример 2. Сложим 1111 и 111.

Изображение: Skillbox Media

Теперь поразрядно:

  • Первый: 1 + 1 = 0 — единица переходит в следующий разряд.
  • Второй: 1 + 1 + 1 = 1 — единица переходит в следующий разряд.
  • Третий: 1 + 1 + 1 = 1 — единица переходит в следующий разряд.
  • Четвёртый: 1 + 0 + 1 = 0 — единица переходит в следующий разряд.
  • Пятый: 0 + 0 + 1 = 1.

Вроде бы пока несложно. Так что попробуйте сами сложить 1101 и 1011, чтобы закрепить знания.

2.5. Почему в компьютерах используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

Двоичная система, удобная для компьютеров, для человека неудобна из-за ее
громоздкости и непривычной записи.

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот выполняет машина.
Однако, чтобы профессионально использовать компьютер, следует научиться понимать
слово машины. Для этого и разработаны восьмеричная и шестнадцатеричная системы.

Числа в этих системах читаются почти так же легко, как десятичные, требуют
соответственно в три (восьмеричная) и в четыре (шестнадцатеричная) раза меньше
разрядов, чем в двоичной системе (ведь числа 8 и 16 — соответственно, третья и
четвертая степени числа 2).  

Чтобы перевести восьмеричное (шестнадцатеричное) число
в двоичную систему, нужно заменить каждую цифру
восьмеричного (шестнадцатеричного) числа соответствующим трехразрядным
(четырехразрядным) двоичным числом. Затем необходимо удалить крайние нули
слева, а при наличии точки — и крайние нули справа.

Например:

 

Чтобы перевести двоичное число в восьмеричную (шестнадцатеричную)
систему счисления нужно двигаясь от точки влево, а затем вправо, разбить двоичное число на группы
по три (четыре) разряда, дополняя, при необходимости, нулями крайние левую и правую группы.
Затем каждую группу из трех (четырех) разрядов следует заменить соответствующей
восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой.

Например,

Свойства вычитания

1. Свойство вычитания суммы из числа
Чтобы вычесть сумму из числа, можно из него вычесть одно слагаемое и затем из результата вычесть другое слагаемое.

a − (b + c) = (a − b) – c или a − (b + c) = (a − с) – b

2. Скобки в выражении (a − b) − c не имеют значения и их можно опустить.

(a − b) − c = a − b – c

3. Свойство вычитания числа из суммы

Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть его из одного слагаемого, а к результату прибавить оставшееся слагаемое.

(a+b)−c=(a−c)+b (если a>c или а=с) или (a + b) − c = (b − c) + a (если b > c или b = с)

4. Свойство нуля при вычитании
Если из числа вычесть нуль, получится само число.

a − О = a

Если из числа вычесть само число, то получится нуль.

a − a = О

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Setup Pro
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: