Примеры решений
Пример 1 |
Извлечь корень $ sqrt <-1>$ над множеством $ mathbb $ |
Решение |
Представим число в тригонометрической форме. Найдем модуль и аргумент:
$$ varphi = arctg frac<0> <-1>+pi = arctg 0 + pi = pi $$
Получаем: $$ z = (cos pi + isin pi) $$
Используем знакомую формулу Муавра для вычисления корней любой степени:
Так как степень $ n = 3 $, то по формуле $ k = 0,1,2 $:
Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя!
Онлайн калькулятор предназначен для вычисления корня n -ой степени из комплексного числа, с описанием подробного хода решения на русском языке. Для нахождения корня n -ой степени, сначала необходимо выбрать (алгебраическую, тригонометрческую или показательную) форму представления комплексного числа. Далее приведены минимальные теоретические сведения, необходимые для понимания решения, выдаваемого калькулятором.
Согласно теории, корень n -ой степени из любого числа ( n ∈ Z ) имеет ровно n значений. Например:
Пример, по интереснее:
где i – мнимая единица. Можете попробовать возвести все значения в куб, и действительно получите 8. Возникает вопрос: как найти все n значений корня n -ой степени из числа? Для этого необходимо использовать формулу Муавра, причем комплексное число должно быть записано в тригонометрической форме. Наш калькулятор автоматически осуществит перевод введенного числа в тригонометрическую форму, если потребуется.
Рассматривать будем на таком примере:
Если говорить о действительных числах, то, вы знаете, что корень из отрицательного числа нельзя извлекать. Однако в комплексных числах можно. Если конкретнее, 2 корня:
Выполним проверку того, что эти корни и права оказываются решением уравнения:
Что и требовалось доказать.
Зачастую используют сокращенную запись, корни записывают в одну строчку в таком виде: .
Такие корни являются сопряженными комплексными корнями.
Теперь вы знаете как можно извлечь квадратный корень из отрицательного числа. Приведем еще несколько примеров:
, ,
,
,
В каждом случае получаем 2 сопряженных комплексных корня.
Решим квадратное уравнение .
Первым шагом определим дискриминант уравнения:
В нашем случае дискриминант оказался отрицательным, и в случае с действительными числами у уравнения нет решений, но у нас вариант с комплексными числами, поэтому можем продолжать решение:
Как известно из формул дискриминанта у нас образуется 2 корня:
– сопряженные комплексные корни
Т.о., у уравнения есть 2 сопряженных комплексных корня:
,
Теперь можно решить любое квадратное уравнение!
У любого уравнения с многочленом n-ой степени есть ровно n корней, некоторые из них могут быть комплексными.
Как извлечь корень из произвольного комплексного числа?
Рассмотрим уравнение z n = w, либо, записав в другом виде: . Здесь n может принимать всякое натуральное значение, которое больше 1-цы.
В частности, при n = 2 получаем квадратный корень .
У уравнения типа есть ровно n корней z, z1, z2, … zn-1, которые можно вычислить с помощью формулы:
,
где – это модуль комплексного числа w,
φ – его аргумент,
а параметр k принимает значения: .
Найдем корни уравнения: .
Перепишем уравнение как: .
В этом примере , , поэтому у уравнения будет 2 корня: z и z1. Детализируем общую формулу:
, .
Далее найдем модуль и аргумент комплексного числа :
Число w находится в 1-ой четверти, значит:
Помним, что определяя тригонометрическую форму комплексного числа лучше делать чертеж.
Детализируем еще немного общую формулу:
, .
Так подобно расписывать не обязательно. Здесь мы это сделали, что бы было ясно откуда что образовалось.
Подставляем в формулу значение k = 0 и получаем 1-й корень:
.
Подставляем в формулу значение k = 1 и получаем 2-й корень:
.
Ответ: ,
Если необходимо, корни, которые мы получили можно перевести обратно в алгебраическую форму.
Часто вычисленные корни нужно изобразить геометрически:
Как выполнить чертеж?
Для начала на калькуляторе вычисляем, чему равен модуль корней и чертим с помощью циркуля окружность этого радиуса. Все корни будем откладывать на данной окружности.
Далее берем аргумент 1-го корня и вычисляем, чему равен угол в градусах:
.
Отмеряем транспортиром 45° и ставим на чертеже точку z.
Берем аргумент 2-го корня и переводим его тоже в градусы: . Отмеряем транспортиром 165° и ставим на чертеже точку z1.
По этому же алгоритму ставим точку z2.
Видно, что корни располагаются геометрически правильно с интервалом между радиус-векторами. Чертеж обязательно делать при помощи транспортира.
Алгебраическая форма комплексного числа. Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел
С алгебраической формой комплексного числа мы уже познакомились, – это и есть алгебраическая форма комплексного числа. Почему речь зашла о форме? Дело в том, что существуют еще тригонометрическая и показательная форма комплексных чисел, о которых пойдет речь в следующем параграфе.
Действия с комплексными числами не представляют особых сложностей и мало чем отличаются от обычной алгебры.
Сложение комплексных чисел
Пример 1
Сложить два комплексных числа ,
Для того чтобы сложить два комплексных числа нужно сложить их действительные и мнимые части:
Просто, не правда ли? Действие настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных комментариях.
Таким нехитрым способом можно найти сумму любого количества слагаемых: просуммировать действительные части и просуммировать мнимые части.
Для комплексных чисел справедливо правило первого класса: – от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Вычитание комплексных чисел
Пример 2
Найти разности комплексных чисел и , если ,
Действие аналогично сложению, единственная особенность состоит в том, что вычитаемое нужно взять в скобки, а затем – стандартно раскрыть эти скобки со сменой знака:
Результат не должен смущать, у полученного числа две, а не три части. Просто действительная часть – составная: . Для наглядности ответ можно переписать так: .
Рассчитаем вторую разность:
Здесь действительная часть тоже составная:
Чтобы не было какой-то недосказанности, приведу короткий пример с «нехорошей» мнимой частью: . Вот здесь без скобок уже не обойтись.
Умножение комплексных чисел
Настал момент познакомить вас со знаменитым равенством:
Пример 3
Найти произведение комплексных чисел ,
Очевидно, что произведение следует записать так:
Что напрашивается? Напрашивается раскрыть скобки по правилу умножения многочленов. Так и нужно сделать! Все алгебраические действия вам знакомы, главное, помнить, что и быть внимательным.
Повторим, omg, школьное правило умножения многочленов: Чтобы умножить многочлен на многочлен нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена.
Я распишу подробно:
Надеюсь, всем было понятно, что
Внимание, и еще раз внимание, чаще всего ошибку допускают в знаках. Как и сумма, произведение комплексных чисел перестановочно, то есть справедливо равенство:. Как и сумма, произведение комплексных чисел перестановочно, то есть справедливо равенство:
Как и сумма, произведение комплексных чисел перестановочно, то есть справедливо равенство: .
В учебной литературе и на просторах Сети легко найти специальную формулу для вычисления произведения комплексных чисел. Если хотите, пользуйтесь, но мне кажется, что подход с умножением многочленов универсальнее и понятнее. Формулу приводить не буду, считаю, что в данном случае – это забивание головы опилками.
Деление комплексных чисел
Пример 4
Даны комплексные числа , . Найти частное .
Составим частное:
Деление чисел осуществляется методом умножения знаменателя и числителя на сопряженное знаменателю выражение.
Вспоминаем бородатую формулу и смотрим на наш знаменатель: . В знаменателе уже есть , поэтому сопряженным выражением в данном случае является , то есть
Согласно правилу, знаменатель нужно умножить на , и, чтобы ничего не изменилось, домножить числитель на то же самое число :
Далее в числителе нужно раскрыть скобки (перемножить два числа по правилу, рассмотренному в предыдущем пункте). А в знаменателе воспользоваться формулой (помним, что и не путаемся в знаках!!!).
Распишу подробно:
Пример я подобрал «хороший», если взять два числа «от балды», то в результате деления почти всегда получатся дроби, что-нибудь вроде .
В ряде случаев перед делением дробь целесообразно упростить, например, рассмотрим частное чисел: . Перед делением избавляемся от лишних минусов: в числителе и в знаменателе выносим минусы за скобки и сокращаем эти минусы: . Для любителей порешать приведу правильный ответ:
Редко, но встречается такое задание:
Пример 5
Дано комплексное число . Записать данное число в алгебраической форме (т.е. в форме ).
Приём тот же самый – умножаем знаменатель и числитель на сопряженное знаменателю выражение. Снова смотрим на формулу . В знаменателе уже есть , поэтому знаменатель и числитель нужно домножить на сопряженное выражение , то есть на :
Пример 6
Даны два комплексных числа , . Найти их сумму, разность, произведение и частное.
Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
На практике запросто могут предложить навороченный пример, где нужно выполнить много действий с комплексными числами. Никакой паники: будьте внимательны, соблюдайте правила алгебры, обычный алгебраический порядок действий, и помните, что
Теорема Виета для решения квадратных уравнений
Теорема Виета — это еще один способ упростить решение полных квадратных уравнений. Ее очень часто используют для решения несложных квадратных уравнений в уме и для анализа квадратного многочлена, особенно это актуально в сложных заданиях с параметром в ЕГЭ.
Прежде чем сформулировать теорему Виета, познакомимся с приведенными квадратными уравнениями.
Приведенное квадратное уравнение
Квадратные уравнения \(ax^2+bx+c=0\), у которых коэффициент \(a\) при \(x^2\) равен \(1\), называют приведенными.
Например:
$$x^2+4x-3=0;$$
$$x^2-140x-65=0;$$
Любое полное квадратное уравнение всегда можно свести к приведенному. Для этого надо поделить все уравнение на коэффициент \(a\):
Пример 17
Привести квадратное уравнение к приведенному.
$$3x^2-15x+9=0;$$
Разделим уравнение на \(a=3\). (Так можно делать: если левую и правую части уравнения поделить на одно и то же число, то корни уравнения от этого не изменятся.)
$$\frac{3x^2-15x+9}{3}=\frac{0}{3};$$
В результате каждое слагаемое поделится на \(3\):
$$\frac{3x^2}{3}-\frac{15x}{3}+\frac{9}{3}=0;$$
$$x^2-5x+3=0;$$
Формулы Виета
Сумма корней приведенного квадратного уравнения \(x^2+bx+c=0\) равна второму коэффициенту \(b\) со знаком минус, а произведение корней равно свободному члену \(c\).
Пусть \(x_1\), и \(x_2\) — корни квадратного уравнения \(x^2+bx+c=0\), тогда справедливы формулы:
$$ \begin{cases}
x_1+x_2=-b; \\
x_1*x_2=c. \\
\end{cases}$$
На первый взгляд может показаться, что это очень запутанно, но на самом деле, теорема Виета часто помогает решить уравнение в уме. Попробуем на практике:
Пример 18
$$x^2+4x+3=0;$$
$$a=1 \quad b=4 \quad c=3.$$
Воспользуемся теоремой Виета и выпишем формулы:
$$ \begin{cases}
x_1+x_2=-b; \\
x_1*x_2=c. \\
\end{cases}$$
Подставим коэффициенты:
$$ \begin{cases}
x_1+x_2=-4; \\
x_1*x_2=3. \\
\end{cases}$$
Нужно найти такие \(x_1\) и \(x_2\), которые удовлетворяют и первому, и второму уравнениям в системе. Подобрать корни достаточно просто: рассмотрим второе уравнение, какие два числа дают при умножении \(3ку\)?
Либо: \(3=1*3\);
Либо: \(3=(-1)*(-3)\).
Осталось проверить, будут ли найденные множители удовлетворять первому уравнению в системе, просто подставим их:
$$1+3 \neq -4;$$
$$-1+(-3) = -4;$$
Вот мы и нашли корни системы уравнений: \(x_1=-1\) и \(x_2=-3\). А самое главное, мы нашли корни исходного квадратного уравнения. Ответ: \(x_1=-1 \quad и \quad x_2=-3.\)
Если потренироваться, то все эти вычисления можно легко проводить в уме, если коэффициенты небольшие. Главное запомнить, что произведение корней должно быть равно свободному члену \(c\), а сумма корней равна \((-b)\).
Теорема Виета, если \(a\neq1\)
По теореме Виета можно решать не только приведенные квадратные уравнения (у которых \(a=1\)). Но перед тем, как применять формулы Виета, надо привести уравнение к приведенному, поделив на первый коэффициент \(a\):
$$ax^2+bx+c=0; \quad \mid :a$$
$$\frac{ax^2}{a}+\frac{bx}{a}+\frac{c}{a};$$
$$x^2+\frac{b}{a}*x+\frac{c}{a};$$
Получили приведенное квадратное уравнение, для которого можно записать формулы Виета, где вторым коэффициентом будет \(\frac{b}{a}\), а свободным членом \(\frac{c}{a}\):
$$ \begin{cases}
x_1+x_2=-\frac{b}{a}; \\
x_1*x_2=\frac{c}{a}. \\
\end{cases}$$
Пример 19
$$12x^2+x-1=0;$$
$$a=12 \quad b=1 \quad c=-1.$$
Коэффициент \(a=12 \neq 1\), поэтому разделим все уравнение на \(a=12\):
$$12x^2+x-1=0; \quad \mid :12$$
$$x^2+\frac{1}{12}x-\frac{1}{12}=0;$$
$$a=1 \quad b=\frac{1}{12} \quad c=-\frac{1}{12}.$$
Теорема Виета:
$$ \begin{cases}
x_1+x_2=-\frac{1}{12}; \\
x_1*x_2=-\frac{1}{12}. \\
\end{cases}$$
Подбираем корни:
$$x_1=-\frac{1}{3};$$
$$x_2=\frac{1}{4};$$
Ответ: \(x_1=-\frac{1}{3} \quad и \quad x_2=\frac{1}{4}.\)
Тригонометрическая и показательная форма комплексных чисел
Примеры решения задач
Задача 1
Задача
Необходимо найти частное пары комплексных чисел:
(z_1 = 3+i) и (z_2 = 2-3i)
Решение:
Заметим, что комплексные числа заданы в алгебраической форме. В связи с этим целесообразно использовать в действиях соответствующую формулу.
(frac{z_1}{z_2} = frac{3+i}{2-3i} =)
Сопряженное комплексное число к знаменателю:
(overline{z_2} = 2+3i)
Нужно домножить и разделить на сопряженное комплексное число к знаменателю дроби. Таким образом, получится исключить комплексность в знаменателе:
(= frac{(3+i)(2+3i)}{(2-3i)(2+3i)} = frac{6 + 9i + 2i — 3}{4 + 6i — 6i + 9} =)
Далее следует привести подобные слагаемые и записать вывод с ответом:
(= frac{3 + 11i}{13} = frac{3}{13} + frac{11}{13}i)
Ответ: (frac{z_1}{z_2} = frac{3}{13} + frac{11}{13}i)
Задача 2
Задача
Требуется выполнить деление комплексных чисел:
(z_1 = 2(cos frac{pi}{3} + isin frac{pi}{6}))
(z_2 = 4(cos frac{pi}{6} + isin frac{pi}{6}))
Решение:
Комплексные числа в условии задачи записаны в тригонометрической форме. По этой причине необходимо использовать в расчетах соответствующую формулу. В данном случае следует определить деление модулей и разность аргументов:
Деление модулей:
(frac{r_1}{r_2} = frac{2}{4} = frac{1}{2})
Разность аргументов:
(varphi_1 — varphi_2 = frac{pi}{3} — frac{pi}{6} = frac{pi}{6})
Следующим шагом является деление чисел:
(frac{z_1}{z_2} = frac{1}{6} (cos frac{pi}{6} + isin frac{pi}{6} ))
Ответ: (frac{z_1}{z_2} = frac{1}{6} (cos frac{pi}{6} + isin frac{pi}{6} ))
Задача 3
Задача
Нужно найти частное комплексных чисел:
(z_1 = 3e^{frac{pi}{2}i})
(z_2 = 4e^{frac{pi}{4}i})
Решение: Согласно формуле деления в показательной форме определяем разность аргументов и частное модулей:
(frac{r_1}{r_2} = frac{3}{4})
(varphi_1 — varphi_2 = frac{pi}{2} — frac{pi}{4} = frac{pi}{4})
При подстановке в формулу полученных значений уравнение будет преобразовано следующим образом:
(frac{z_1}{z_2} = frac{3}{4} e^{frac{pi}{4}i})
Ответ: (frac{z_1}{z_2} = frac{3}{4} e^{frac{pi}{4}i})
Задача 4
Задача
Определить частное:
(frac{-2+i}{1-i})
Решение:
В первую очередь следует домножить числитель и знаменатель заданной дроби на число, комплексно сопряженное к знаменателю:
(1-i)
Данным числом является:
(1+i)
Таким образом:
(frac{-2+i}{1-i}=frac{-2+i}{1-i} cdot frac{1+i}{1+i}=frac{(-2+i)(1+i)}{(1-i)(1+i)})
Затем следует перемножить комплексные числа, как алгебраические двучлены, с учетом:
(i^{2}=-1)
(frac{-2+i}{1-i}=frac{(-2+i)(1+i)}{(1-i)(1+i)}=frac{-2-2 i+i-1}{1^{2}-i^{2}}=)
(=frac{-3-i}{1-(-1)}=frac{-3-i}{2}=-frac{3}{2}-frac{i}{2})
Ответ:( frac{-2+i}{1-i}=-frac{3}{2}-frac{i}{2})
Задача 5
Задача
Необходимо найти частное:
(frac{z_{1}}{z_{2}})
При условии, что:
(z_{1}=2 cdotleft(cos frac{3 pi}{4}+i sin frac{3 pi}{4}right))
(z_{2}=cos frac{pi}{4}+i sin frac{pi}{4})
Решение:
Искомое частное:
(frac{z_{1}}{z_{2}}=frac{2 cdotleft(cos frac{3 pi}{4}+i sin frac{3 pi}{4}right)}{cos frac{pi}{4}+i sin frac{pi}{4}}=)
(=frac{2}{1} cdotleft=)
(=2 cdotleft=2 cdot(0+i)=2 i)
Ответ: (frac{z_{1}}{z_{2}}=2 cdotleft(cos frac{pi}{2}+i sin frac{pi}{2}right)=2 i)
Задача 6
Задача
Необходимо разделить два комплексных числа:
(z_{1}=-1+3i)
(z_{2}=1+2i)
Решение:
С помощью соответствующей формулы можно записать уравнение:
(z_{1} div z_{2} = frac{-1+3i}{1+2i} = frac{(-1+3i)(1-2i)}{(1+2i)(1-2i)} = frac{-1 cdot 1 + 3 cdot 2}{1^{2}+2^{2}} + i frac{3 cdot 1 + (-1) cdot (-2)}{1^{2}+2^{2}} =)
(= frac{5}{5} + i frac{5}{5}=1+i)
Ответ: ( z_{1} div z_{2} = 1+i)
Задача 7
Задача
Необходимо вычислить частное комплексных чисел:
(z_{1}=sqrt{2} left( cos frac{pi}{2} + i sin frac{pi}{2} right))
(z_{2}=sqrt{2} left( cos frac{pi}{4} + i sin frac{pi}{4} right))
Решение:
Используя соответствующую формулу, запишем:
(z_{1} div z_{2} = frac{r_{1}}{r_{2}} (cos ( varphi _{1} — varphi _{2}) + i sin ( varphi _{1} — varphi _{2})) = frac{sqrt{2}}{sqrt{2}} left( cos left( frac{pi}{2}-frac{pi}{4} right) + i sin left( frac{pi}{2}-frac{pi}{4} right) right) =)
(= 1 cdot left( cos frac{pi}{4} + i sin frac{pi}{4} right) = cos frac{pi}{4} + i sin frac{pi}{4})
Ответ:( z_{1} div z_{2} = cos frac{pi}{4} + i sin frac{pi}{4})
Задача 8
Извлечение корней из дробных чисел
Перед тем, как начать вычисления, убедитесь, что дробное число представлено в виде обыкновенной дроби.
Перейдем к свойству корня из частного:
\{\frac{a}{b}}=\frac{\sqrt{a}}{\sqrt{b}}\]
Далее нужно воспользоваться правилом извлечения корня из дроби, которое гласит: корень из дроби равен от деления корня числителя на корень знаменателя.
Пример 1:
Давайте возьмем любую десятичную дробь и на её примере посмотрим, как нужно извлекать корень.
Так, например, найдем кубический корень из 373,248.
Первый ход — это представление десятичной дроби в виде обыкновенной:
³√373248/³√1000. После этого найдем кубический корень в числе и знаменателе:
³√373248=2×2×2×2×2×2×2×2×2×3×3×3×3×3×3=2⁹×3⁶=72³
Эти действия происходят как с квадратными корнями, но здесь уже мы считаем числа 2 и 3 не по двойке, а тройке, т.е. 2⁹=2×2×2, а 3⁶=3×3. Или же сокращаем ⁹ и ⁶.
Проверим таким образом: из 9 вычитаем тройки до тех пор, пока не придем к 0: 9-3-3-3 – это значит, что двоек у нас будет именно 3. Так и с 3⁶. Если от 6 отнять 3 два раза, то будет 0. Выходит, что троек у нас именно две.
А 1000=10³.
Получается, ³√373248/³√1000=72/10=7,2.
Простейшие иррациональные уравнения
Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:
где а – некоторое число (константа), f(x) – .
Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:
Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем
Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа
Поэтому, если в ур-нии
n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то ) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:
x– 5 = 62
х = 36 + 5
х = 41
Ответ: 41.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:
х – 5 = (– 6)3
х = – 216 + 5
х = – 211
Ответ: – 211.
Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).
Пример. Найдите решение ур-ния
Решение. Возведем обе части в пятую степень:
х2 – 14х = 25
х2 – 14х – 32 = 0
Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью :
D = b2– 4ac = (– 14)2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324
х1 = (14 – 18)/2 = – 2
х2 = (14 + 18)/2 = 16
Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.
Ответ: (– 2); 16.
Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Возводим обе части во вторую степень:
х – 2 = (х – 4)2
х – 2 = х2 – 8х + 16
х2 – 9х + 18 = 0
D = b2– 4ac = (– 9)2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9
х1 = (9 – 3)/2 = 3
х2 = (9 + 3)/2 = 6
Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):
при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1
при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2
Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.
Ответ: 6.
Пример. Решите ур-ние
Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:
3х2 + 6х – 25 = (1 – х)3
3х2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х2 – х3
х3 + 9х – 26 = 0
Получили кубическое ур-ние. Решить его можно . Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:
23 + 9•2 – 26 = 0
8 + 18 – 26 = 0
0 = 0
Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х3 + 9х – 26 является .
Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:
при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1
Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:
Ответ: 2.
Пояснения к калькулятору
- Для решения математического выражения необходимо набрать его в поле ввода с помощью предложенной виртуальной клавиатуры и нажать кнопку ↵.
- Управлять курсором можно кликами в нужное местоположение в поле ввода или с помощью клавиш со стрелками ← и →.
- ⌫ – удалить в поле ввода символ слева от курсора.
- C – очистить поле ввода.
- При использовании скобок ( ) в выражении в целях упрощения может производится автоматическое закрытие, ранее открытых скобок.
- Для того чтобы ввести смешанное число или дробь необходимо нажать кнопку ½, ввести сначала значение числителя, затем нажать кнопку со стрелкой вправо → и внести значение знаменателя дроби. Для ввода целой части смешанного числа необходимо установить курсор перед дробью с помощью клавиши ← и ввести число.
- Ввод числа в n-ой степени и квадратного корня прозводится кнопками ab и √ соответственно. Завершить ввод значения в степени или в корне можно клавишей →.
Что такое квадратные уравнения?
А теперь подробно с примерами обсудим квадратные уравнения.
Любые уравнения, сводящиеся к виду \(ax^2+bx+c=0\), называются квадратными. Где буквы \( b,\; с\) — любые числа, \(a\neq0\). Почему \(a\neq0\) мы обсудим ниже.
Обратите внимание на порядок слагаемых в квадратном уравнении: \(a\) — всегда стоит первая и обязательно умножается на \(x^2\), она называется старшим коэффициентом (или первым); \(b\) — принадлежит второму слагаемому и всегда умножается просто на переменную \(x\), это у нас второй коэффициент; \(c\) — называют свободным членом, она не умножается ни на какую переменную. В дальнейшем старайтесь приводить квадратное уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\), чтобы слагаемые стояли именно в таком порядке
Это очень важно при решении уравнений, и поможет избежать множества ошибок
В дальнейшем старайтесь приводить квадратное уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\), чтобы слагаемые стояли именно в таком порядке
Это очень важно при решении уравнений, и поможет избежать множества ошибок
Потренируемся определять значения коэффициентов \( a, \; b,\; с\), чтобы запомнить порядок:
Пример 1
$$2x^2+3x+4=0;$$
$$a=2 \quad b=3 \quad c=4.$$
Пример 2
$$5x^2-3x-0,7=0;$$
$$a=5 \quad b=-3 \quad c=-0,7.$$
Пример 3
$$-x^2+2x+10=0;$$
Минус перед \(x^2\) можно представить в виде \(-x^2=-1*x^2\). Единицу обычно не пишут, поэтому минус перед первым слагаемым означает, что \(a=-1\):
$$a=-1 \quad b=2 \quad c=10.$$
Пример 4
$$3+x^2-5x=0;$$
Слагаемые стоят в неправильном порядке. Так коэффициенты находить неудобно, поэтому переставим все слагаемые в нужном порядке. От перемены мест слагаемых сумма не меняется:
$$x^2-5x+3=0;$$
$$a=1 \quad b=-5 \quad c=3.$$
Пример 5
$$2x^2-3x=0;$$
В уравнении нет свободного члена \(c\), поэтому он будет равен \(0\):
$$a=2 \quad b=-3 \quad c=0.$$
Пример 6
$$-4x^2+1=0;$$
А здесь уже нет второго коэффициента \(b\):
$$a=-4 \quad b=0 \quad c=1.$$
Уравнения, приведенные в примерах №5 и 6, называются неполными квадратными уравнениями, так как в них коэффициенты \(b\) или \(c\) равны нулю.
А вот если в уравнении коэффициенты \( a, \; b,\; с\) не равны 0, то такое уравнение называется полным.
Как использовать комплексные числа для решения квадратных уравнений
Квадратные уравнения с комплексными корнями могут быть решены с помощью комплексных чисел. Этот метод особенно полезен, когда дискриминант отрицательный, что означает, что вещественные корни отсутствуют. В таком случае мы можем использовать комплексные числа, чтобы получить корни.
Для решения квадратного уравнения, содержащего комплексные числа, нужно знать как работать с комплексными числами: как складывать, вычитать, умножать и делить, а также как находить модуль комплексного числа. Кроме того, нужно знать формулу дискриминанта, которая позволяет нам определить, есть ли вещественные корни у уравнения или нет.
Если дискриминант отрицательный, мы можем использовать формулу для нахождения комплексных корней квадратного уравнения. Мы можем использовать следующую формулу: x = (-b ± √D) / 2a, где a, b и c — коэффициенты квадратного уравнения, а D — дискриминант. Если D отрицательный, мы можем записать его в виде D = -d², где d — вещественное число.
Тогда наша формула будет выглядеть таким образом: x = (-b ± di) / 2a. Таким образом, мы получим два комплексных корня, которые имеют вид a + bi и a — bi, где a — это вещественная часть, а bi — мнимая часть комплексного числа.
Выделение полного квадрата
Выделение полного квадрата — это преобразования многочленов второй степени. С его помощью квадратные уравнения НЕ решают. Метод может пригодиться при оценке квадратных многочленов, построении графиков квадратных функций и особенно его любят в сложных заданиях с параметрами.
Надеюсь, вы знакомы с формулами сокращенного умножения:
$$(a+b)^2=a^2+2ab+b^2;$$
$$(a-b)^2=a^2-2ab+b^2;$$
Еще они называются формулам полного квадрата. Часто их применяют, чтобы раскрыть квадрат суммы или разности, но иногда бывает нужно, наоборот, представить квадратный многочлен в виде скобок, то есть воспользоваться формулами справа налево:
$$x^2+2x+1=(x+1)^2;$$
$$4x^2-8x+4=(2x-2)^2;$$
К сожалению, далеко не любой квадратный многочлен можно представить в виде квадрата. Более того, такие многочлены встречаются не часто. Метод выделения полного квадрата позволяет представить практически любой многочлен в виде суммы/разности квадрата и числа. Например, многочлен \(x^2+6x+7\) невозможно свернуть по формулам сокращенного умножения, но можно представить в виде:
$$x^2+6x+7=x^2+6x+9-2=(x+3)^2-2;$$
Приведение многочлена второй степени к такому виду и называется методом выделения полного квадрата. Давайте разбираться, как я все это провернул:
- Первые два слагаемых, у которых есть \(x\), мы никогда не трогаем. Нас интересует только свободный член. Нужно дополнить слагаемые таким свободным членом, чтобы получилась формула полного квадрата.
-
Соотнесем формулу \(a^2+2ab+b^2=(a+b)^2\) с многочленом \(x^2+6x+(?)\). В нашем примере:
$$a^2=x^2 \Rightarrow a=\pm x;$$
$$2ab=6*x=2*3*x;$$
а знак вопроса — это \(b^2\), которое нам надо подобрать. - Посмотрите еще раз на слагаемое удвоенного произведения \(2ab=6*x=2*3*x\), если \(a=x\), то \(b\) должно быть равно \(3\). То есть вместо знака вопроса нужно подставить \(b^2=3^2=9\).
-
Но мы не можем просто к \(x^2+6x\) добавить \(9-ку\), тогда квадратный многочлен изменится. Если мы добавим \(9\), то и вычтем \(9\):
$$x^2+6x+7=x^2+6x+9-9+7=(x+3)^2-9+7=(x+3)^2-2;$$
В общем виде алгоритм выделения полного квадрата будет выглядеть так:
$$ax^2\pm bx+c=a(x^2\pm \frac{b}{a}x)+c=a(x^2 \pm 2\frac{b}{2a}x)+c=$$
$$=a\left(x^2 \pm 2\frac{b}{2a}x+\left(\frac{b}{2a}\right)^2-\left(\frac{b}{2a}\right)^2\right)+c=$$
$$=a\left(\left(x^2 \pm 2\frac{b}{2a}x+\left(\frac{b}{2a}\right)^2\right)-\left(\frac{b}{2a}\right)^2\right)+c=$$
$$=a\left(x\pm \frac{b}{2a}\right)^2-\frac{b^2}{4a}+c.$$